Больше рецензий

sovin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июля 2013 г. 12:15

184

4

- Хандра и меланхолия голубого цвета, безумие - синего. А оранжевый обозначает боль. ©

Итак, мой первый объект по "Борьбе с Долгостроем" успешно завершен. Почему эта книга так долго лежала у меня? Если бы я знала, что она такая интересная, то прочитала бы ее гораздо раньше.
Надо признаться, не думала, что проза Дэвида Моррела настолько индивидуальна. Его рассказы по тону чем-то напомнили Фицджеральда, только с оттенком лёгкого мистического безумия. С интересом погружаешься в чтение, начиная уже с предисловия, где автор вспоминает жуткую историю из своей жизни про зловещие шаги в лесу, которые неустанно следовали за ним.
Начало каждого рассказа сопровождается краткой предысторией - получается, что автор ведет постоянный диалог с читателем. Рассказы ступенчато разложены по годам написания, и стартовой точкой отсчета служит 1968 год. Рассказ "Капель" - готовый сценарий для фильма ужасов, воплощение магического реализма. После мы попадаем в начало 80-х и следуем по ним вплоть до 1990 года. Писатель сам не может назвать себя плодовитым. Но это только к лучшему, ибо любая невыстраданная штамповка изначально фальшива и не приносит никакой радости и удовольствия.
Время также окрашивается личной трагедией автора. Летом 1987 года у него умирает сын Мэт. Эта смерть надломила писателя, что значительно повлияло и на его творчество. Личная боль выливается в написание самых пронзительных рассказов.
Сюжеты очень интересные, деликатно отмечены страхом, незримым дыханием смерти, моментами необъяснимости и предопределенности. Затрагиваются сугубо человеческие пороки, такие как алчность, зависть, стремление к легкой наживе и шальной несдержанности. ("Печатная машинка" , "Гроза" , "Мумбо-юмбо". ) В какой же абсурд может превратиться жизнь, если эмоции выходят из-под контроля и перестаешь правильно оценивать свои возможности .
Интересно, что за чувства может испытывать человек, если с виду вполне безобидная неодушевленная(!) печатная машинка выдает очередную порцию бредовой несуразицы и еще ухмыляется при этом; а внезапная гроза стремительно шагает за тобой по пятам и скрыться от нее не предоставляется никакой возможности. А какой-то затрапезный шантажист, прикидываясь наёмным убийцей, вливается в твой бизнес и отношения.
И невозможно еще не выделить рассказ, который поразил меня до глубины души. Это рассказ про творчество одного художника. Вернее о том, какая тайна обитает под сенью его картин, и почему всё-таки зло настолько живуче, что пытается везде своими щупальцами отыскать себе жертву, чтобы больше никогда её не отпускать. Живой, во всяком случае. Своей преамбулой автор объясняет нам, что во время глубоких переживаний, связанных с потерей родного человека, он спасался от оскаленной действительности с помощью картин Ван Гога. Тут-то и родился этот жуткий рассказ. Красивый, страшный, потусторонний, со вкусом боли и отчаянья. Видимо сумасшедшие миры подсознания действуют как чёрные дыры и сжирают всё на своём пути.
И еще: обложка книги не имеет ничего общего с ее содержанием. Маньяк зверствует под зимней бурей один лишь раз, и то в определенной направленности. Так что визжащие женщины под покровом кромешной ночи по улицам города не бегают. Здесь всё гораздо тоньше.

"Борьба с Долгостроем" № 15, июль 2013.

Комментарии


меня тоже очень впечатлил рассказ про Ван Гога, и сам сборник захватывающий!!!!


Да, прошло столько лет, но стоит в разговоре коснуться темы импрессионистов - в памяти сразу всплывает этот рассказ.