Больше рецензий

Burmuar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 июля 2013 г. 23:26

2K

1

Читала я эту книгу, читала и никак не могла понять, что это - тонкий троллинг или толстая пропаганда. Пришла к выводу, что все же второе. Уж больно все в лоб.

Что касается стиля - кошмар-р-р-р-р... Рассчитано либо на умственно отсталых, либо на пятиклассников максимум.

Автор вызвал стойкое неприятие. Честно говоря, человек, гордящийся своими подлостями и умением обмануть кого-то, мне неприятен в принципе, но уж если речь идет о монахе, то тут вообще не ясно, как его совесть не заела. Он обманывает свое начальство, делает работу некачественно, подсовывает одно вместо другого и с гордостью повествует об этом со страниц книги:

И тут мне пришла на ум мысль — в рамках программы подготовки к Тысячелетию Крещения Руси снять фильм о единстве Церквей Грузии и России. Надо сказать, что чиновники из Совета по делам религий — надсмотрщика над церковной жизнью — несколько раз настойчиво просили меня сделать экуменическую ленту. Воспитанный в Печорах на монашеском решительном антиэкуменизме, я категорически отказывался от всех их предложений. Но сейчас у меня созрел план представить фильм о церковном единстве Грузии и России как экуменический и получить поддержку Совета и в поездке, и в съемках.
Сценарий я написал за ночь...
Владыке Питириму сценарий очень понравился, и он, при своем умении, быстро убедил чиновника Совета по делам религий, что наконец-то будет сниматься долгожданный экуменический фильм. Хотя будь чиновник пообразованнее, он бы понял, что никакого отношения к экуменизму этот сценарий не имеет, ведь Русская и Грузинская Церкви — Православные, а экуменизм подразумевает общение с инославными.


Дальше ограничусь цитатами, ибо человеку мыслящему больше ничего не надо.

Разумной жизни, кроме Земли, больше нигде нет, — сказал он. И объяснил: — Потому что, если бы она была где-то еще, Господь обязательно открыл бы это Моисею, когда тот писал книгу Бытия.

Он (монах) решительно шагнул к столу и бросился отцу Гавриилу в ноги.
— Виноват! Прости, отец наместник!
— Убирайся вон, самочинник! — загремел над ним наместник и даже отпихнул Аввакума сапогом.

И если человек продолжает правильно молиться (тут надо обязательно подчеркнуть — правильно, то есть не самочинно, а под началом опытного руководителя), то перед его духовным взором открываются поразительные явления и картины.

истина на земле пребывает лишь в Церкви

Отец Филарет на это страшно сердился, кричал своим пронзительным фальцетом то на батюшку, то на паломников, иногда даже отгонял их зонтиком.

autumnrain , извините, но я не правильный читатель для этой книги:(((

Комментарии


Дальше ограничусь цитатами, ибо человеку мыслящему больше ничего не надо.


Мыслящий человек никогда не будет судить о книге по вырванным из контекста цитатам, которые просто иллюстрируют вашу точку зрения, которая, несомненно, имеет место на существование, но не является истиной в последней инстанции.))


Я не претендую на провозглашение истины. В отличии от автора книги. Мне она совершенно не понравилась, о чем я и сказала. Ведь рецензия - сугубо мое личное мнение. Как и любой мой отзыв на любую прочитанную мной книгу. ))


То, что вам книга не понравилась, это совершенно нормально и естественно. Лично меня просто удивили все эти диагнозы тем, кому эта книга понравилась, вот я и зашла высказать свое мнение :))


Это не определение тех, кому понравилась книга. Это определение стиля написания. А нравится книга далеко не всем и не всегда за то, как написано. Большинство, наоборот, оценивают только содержание.


Ок, я рада, что неправильно вас поняла :))


А кто Вам сказал, что автор претендует на провозглашение истины? Это его опыт, его жизнь, его мысли.
И еще, любую цитату, вырванную из текста, можно выставить в неприглядном виде.


Мне текст, написанный автором, сказал.
А цитату можно выставить в неприглядном виде, если ее вводить в другой контекст. Я же таким не занималась. Но можете найти эти цитаты в тексте и посмотреть, есть ли там иной смысл. Только одна из них - мнение не самого автора, но он с ним соглашается.


Ой, да ладно, не обязательно вводить в другой контекст, достаточно не показать, что было до и после.


В пору электронных книг, живущих на куче сайтов, проверить искажения легко.


А почему сразу искажения? Я же не говорю, что вы тут злостно и бессовестно всех обманываете и искажаете данные )) Но, согласитесь, и я сейчас даже не говорю об этой книге, а в принципе о цитировании, можно взять любую книгу, найти в ней штук 10 неприглядных моментов, процитировать и сказать что книга просто ужасна. Вы этим проиллюстрировали то, что вам в книге не понравилось, но и не более того.
Нельзя судить о книге, прочитав несколько цитат из нее.


В общем и целом - да. Но если быть уверенным в том, что кто-то конкретно (я не о себе сейчас) что-то исказил, то доказать это можно. Книги доступны всем. Так что цитировать в полной уверенности, что никто не разберется, совершенно лишено смысла.
А в книге мне не понравилось очень многое. Взяла я цитаты, которые не нуждались в контексте. Самих же моментов, заставлявших мои волосы шевелиться, было существенно больше.


У меня вообще сложилось ощущение, что вы изначально приступили к чтению этой книги с оружием на изготовку :)) Судя по вашим высказываниям эта тема вас очень сильно раздражает, хотя при чем тут монахи из книги мне понятно мало, они по-моему на лексусах не разъезжали.
Ну неужели не было ни одного персонажа, который был бы вам хоть капельку интересен и приятен? Вообще ни одного?


Я приступала к чтению этой книги с надеждой, что изменю свое мнение о православной литературе. Надежда оказалась попрана и уничтожена.
Что касается монахов из книги, то первый пример - в рецензии, о том, как автору понадобилось поехать в Грузию, и он решил добиться поездки путем обмана. Плюс чуть ниже писала, процитирую себя (извините уж) - настоятель избивал монахов для проформы на глазах у гэбэшного начальства, а потом давал им дорогого спиртного, паломников отгоняли зонтом, чтобы не беспокоили сильно старца, людей, не знавших какую-то молитву, не пускали на территорию монастыря, наплевав на то, что среди этих туристов могут быть те, кому надо увидеть, приобщиться к богу, возможно, придти к нему. Так что дело не всегда в лексусах. Дело в других, не менее показательных поступках.
Интересным мне показался Крестьянкин и настоятель Алипий (за чувство юмора).


Ну, символ веры - это не какая-то молитва. Если ходить с молотком в руке, то везде увидишь гвозди, которые нужно забить


Да вроде как раз молитва, а не вещь (крестик, например).


Я читала книгу, поэтому и написала о вырванных из текста цитатах. Согласна с Gwenhwyfar , можно просто не говорить, что было до и после. Например, цитата о молитве. Там ведь дальше объясняется, какие именно вещи происходят с человеком, и конкретно с автором. А вообще, скорее всего тут дело в том, что этот мир для Вас очень далекий, непонятный и незнакомый. Поэтому и вещи, о которых пишет автор, вызывают ужас.


И какая разница, что происходит с автором, если он заявил, что правильно молиться можно только под началом руководства? Его личный опыт никто не оспаривает, но вот от таких утверждений мороз по коже.
Для меня этот мир очень близкий и навязываемый (не монашество, но РПЦ МП), а почитав литературу, которая считается, судя по комментариям, не пропагандистской, действительно ужасаюсь тому подавлению воли, которое пытаются попы провести.


Вы не были на месте этих монахов, не находились по ту сторону монастырского забора. Вы не представляете, какими могут быть паломники, как они себя часто ведут, сколько хлопот доставляют. Жизнь в монастыре- она очень сильно отличается от жизни в миру, там иные порядки. Люди, живущие там идут на это добровольно. Никто никого насильно туда не запихивает. Они знают, что их ждет. Для них то,что Вас шокировало- школа смирения, подавление своей гордости. Для простого человека это дико, не спорю, но мне кажется, что Вы все равно предвзято отнеслись к описанному в книге.


Безусловно, я отнеслась предвзято, когда мне обещали рассказы о людях, а начали с необходимости воцерковливания. После этого пассажа я могла относиться к книге исключительно как к агитке. А сей род литературы - не мое.


Хорошо, что я эту книгу не купила...
Из всей литературы о священниках, я только Векфильдского священника люблю


Если бы не флэшмоб, я бы никогда не прочла. Пока что худшее из флэшмобного.


Я долго смеялась над этим творением.
Религиозная чушь. Я долго от всего этого мозги очищала


Ну, а я бы, например, никогда не стала сравнивать эти книги. (читала и ту, и другую)
Везде хватает глупостей, но это не значит, что все книги современной православной литературы - таковы. Многие - да, но не все.


Вот именно, что эти "многие" заполняют полки магазинов.


Согласна.


Мне рецензии хватило, чтобы не читать:)))


Что ж, бывает, не извиняйтесь. Хотя, такое ощущение, будто мы разные книги читали - но дело тут, конечно, в восприятии. Я очень не люблю современную православную литературу (то, что мне попадалось, по крайней мере), однако эту книгу считаю одной из лучших в принципе. На мой взгляд, она пропитана добротой, любовью, и как раз полным отсутствием пропаганды и навязывания собственного мнения. Ну да ладно, не буду спорить) попробовали, не получилось, ничего страшного)


Видимо, у нас разный взгляд на вещи. Просто полное отрицание возможной правоты иных религий, заявления, что воцерковливание необходимо и прочее - для меня это сплошная пропаганда.


"Воцерковление". Странно ожидать, что православный монах будет какого-то другого мнения о религиях и воцерковлении. Однако у меня совершенно не сложилось впечатления непримиримости, навязывания, агрессивной пропаганды и "затаскивания" в свою веру, что как раз я сама в книгах терпеть не могу. Но, опять же, думаю, ничего страшного не случилось, просто разное восприятие, в вопросах веры и литературы о вере, соответственно, это неудивительно)


Думаю, дело еще и в географическом моменте. Я просто РПЦ МП со всеми ее пузатыми представителями на лексусах, берущих деньги за вход в нашу, киевскую, лавру остро терпеть не могу. Особенно после выселения ими со своей территории единственной больницы для зараженных ВИЧ. Так что я совершенно не тот читатель, который пропустит хоть крупицы навязывания.


Вот и верь после этого в христианское человеколюбие...А в Амстердаме церковь спокойно соседствует с гей-баром и каждый идет куда ему надо


Вот и мне кажется, что выселение больницы в кратчайшие сроки, не дав той возможности найти себе приют, - не самый богоугодный жест.


Да, я понимаю, самое распространенное однобокое представление, опять же - ничего удивительного. Во многом, как мне думается, это вина самих людей, находящихся в этой церкви - в таком мнении о ней. Но эта книга для меня - совсем о другом, ну это, опять же - для меня)


Абсолютно согласна. Тем более в этой книге речь идет о прошлом, и уже о прошлом довольно далеком.


Ну, для меня книга была о том, как настоятель избивал монахов для проформы на глазах у гэбэшного начальства, а потом давал им дорогого спиртного, о том, как паломников отгоняли зонтом, чтобы не беспокоили сильно старца, о том, как людей, не знавших какую-то молитву, не пускали на территорию монастыря, наплевав на то, что среди этих туристов могут быть те, кому надо увидеть, приобщиться к богу, возможно, придти к нему. Для меня это книга о поступках. И поступки нелицеприятны.


И опять же контекст.

Обычно перед началом вечерней службы из братского корпуса Псково-Печерского монастыря вылетала странная процессия. Молодой монастырский эконом[6] отец Филарет, подхватив под руку отца Иоанна, почти бегом тащил его за собой, так что тот еле поспевал за своим келейником. Вслед за ними немедленно устремлялась толпа паломников, поджидавших батюшку на улице. Так, все вместе, они неслись через монастырский двор. Монашеские мантии и клобуки развевались, батюшка то и дело спотыкался, задыхался от бега, впопыхах все же пытаясь благословить кого-то из паломников и чуть ли не ответить на какие-то вопросы. Отец Филарет на это страшно сердился, кричал своим пронзительным фальцетом то на батюшку, то на паломников, иногда даже отгонял их зонтиком. Наконец он проталкивал отца Иоанна в храм и побыстрее утаскивал его в алтарь.

Надо сказать, что делал это эконом совсем не по зловредности, а потому, что в холодное время года отец Иоанн быстро простужался на улице. Когда же было тепло, батюшка рисковал вообще не дойти до храма: люди не отпускали его буквально часами.


Да, я поняла, что вы увидели это. Жаль, конечно.
Если вы не против, оставлю ссылку на рецензию, в которой представлен другой взгляд на эту книгу. (Рецензент - атеист, о чем говорит в самом начале - то есть, взгляд не предубежденный, просто другой)

http://www.livelib.ru/review/138591
Вот как раз после этой рецензии я решила прочесть книгу)
Спорить не буду, просто привела ссылку на неё, вдруг кому-то будет интересно.


Автор вызвал стойкое неприятие. Честно говоря, человек, гордящийся своими подлостями и умением обмануть кого-то, мне неприятен в принципе, но уж если речь идет о монахе, то тут вообще не ясно, как его совесть не заела. Он обманывает свое начальство, делает работу некачественно, подсовывает одно вместо другого и с гордостью повествует об этом со страниц книги:


эммм... понятие самоиронии Вам незнакомо?


Самоиронией это было бы, если бы он сообщил, что появилась у него такая мыслишка грешным делом. В этом же случае никакой самоиронии не вижу. Вижу обман. Человек извлекал пользу из незнания других.
Думаю, если бы я, переводя того же "Доктора Хауса", меняла, например, педикулез на корь из расчета, что начальство английского не знает, а мне переводить о вшах не хочется, то сторонние люди - зрители - считали бы мой поступок мягко говоря некорректным.


В этом же случае никакой самоиронии не вижу. Вижу обман. Человек извлекал пользу из незнания других.


Выше Вы пишете, что уж больно в этой книге все "в лоб". Я так думаю, что ежели бы он

сообщил, что появилась у него такая мыслишка грешным делом


было бы еще более в лоб, и Вы бы, думаю, пеняли бы ему еще и за это:)

Да и вообще, вся книга пронизана как самоиронией, так и доброй иронией по отношению к героям. Если хотите, для сравнения можете почитать Олесю Николаеву, вот там да, тихий ужас просто. А о. Тихон, как здесь уже написали многие, просто рассказал о своем пути к Богу. А каяться за "обман"... ну не перед читателями надо уж точно.


Честно говоря, никакую вообще православную литературу в ближайшие годы читать не хочу. Хватило. Каждый видит то, что видит. Я не увидела доброты и рассказа о личном. Я увидела пропаганду, завуалированную под байки из послушническо-священнической жизни. Эдакий блог-стайл для расширения аудитории.


Я увидела пропаганду


Жаль.


Ого, какие тут дебаты! Надо срочно читать, чтобы составить собственное мнение (моей дочери подарила эту книгу ее крестная, проживающая в США, наказав нам строго-настрого прочитать ее)


Почитай. С удовольствием почитаю твое мнение:)))


от много знаний человек или дуреет или умнеет, книга о любви друзья!!! а вы проста не верите в Бога и занимайтесь ерундой; батюшка не тот церковь не та и.т.п. читайте православную литературу или хотя бы история христианской Церкви и не судите человека который дарует любовь людям. прошу простить меня за грубость но терпение иссякло, честно.


книга написана очень доступным языком, читать её просто. Некоторые рассказы очень добрые и светлые, которые настраивают на положительный лад, передают какую-то доброту.. каждый, читающий эту книгу, должен был хоть немного почувствовать это, а не искать во всём плохие стороны. Плохое легче увидеть


Давным-давно плюсанул рецензию, но сейчас, прочитав книгу самостоятельно, понял, что не просто цитаты вырвали из контекста, а ещё их поняли, как Вам лично хочется :)


Ого, сколько драмы из-за зонтика, ощущение, что там людей берцами пинали))


И священника сапогами забили... А контекст времени автор рецензии совершенно не учитывает. Если при этом чиновник отец Гавриил так не поступил, то неизвестно какие последствия были бы для всего монастыря. Могли бы и закрыть обитель, а монаха, который устроил проверку на воротах отправить в тюрьму доживать оставшиеся годы.

А уж что могут устроить паломники. Когда на тебя прёт толпа, то в пору не зонтиком отмахиваться, а лопатой. Для этих поломников старец все-равно, что Майкл Джек он для своих фанатов. Не удивлюсь если в его жизни, кто-нибудь на сувериры кусок рукова у него отрывал.