Больше рецензий

24 мая 2022 г. 18:12

5K

5 Книга, в которой можно жить…

Книга Мариам Петросян вышла в свет ещё в 2009 году, с тех пор прошло более десятка лет. Но книга не забыта массовым читателям, а наоборот, с годами лишь набирает обороты популярности. За это время роман стал поистине культовым, завоевал множество значимых литературных премий, обрёл армию верных поклонников, на его сюжеты написано множество фанфиков, созданы аудиокниги, фанатские иллюстрации и даже мультипликационные фильмы.
Жаль автор не даёт разрешение на съёмки фильма по её роману, а то бы, вероятно, мы бы с вами уже имели захватывающий мистический сериал. Хотя я вполне могу понять Мариам Петросян, ведь главная фишка романа – в его необычной влекущей и таинственной атмосфере, а такую не каждый режиссёр сможет передать.
Структура романа довольна сложная: раздробленная, состоящая из множества временных петель, вставок, да ещё и автор намеренно ничего не разжёвывает читателю. Поэтому читателю самому приходится быть предельно внимательным даже к мелочам. Именно по этой причине, роман во второй и третий раз читать ещё интереснее, чем в первый, когда приходится о многом догадываться и додумывать. В этом самое удивительное свойство этой книги – чем большее количество раз её читаешь, тем больше она затягивает… (Проверено на собственном опыте!)
Помню, какое ошеломляющее впечатление я получила, прочитав буквально начальные абзацы первой главы. Перед внутренним взором сразу вставали яркие и чёткие картинки, словно я смотрела фильм в своей голове. Не скрою, я заболела этим романом и несколько лет просто не могла от него оторваться, читая снова и снова, и так по кругу. И с каждым новым прочтением, я проясняла для себя многие вопросы по сюжету, ответы на которые, оказывается можно было найти в намёках и в диалогах персонажей, а также я находила всё новые важные сцены и «говорящие» детали, которые, оказывается, упустила при более ранних прочтениях.
Значит, «Дом» открывается не сразу и не всем, а готов пропустить внутрь себя, лишь тех читателей, кто его по-настоящему полюбил и внимательно, с должным уважением к нему относится.
Написание романа было начато автором в конце восьмидесятых, а был завершён лишь в 1997 году, т.е. роман был начат в одной стране, а завершён в совершенно другой. Может, именно этим обусловлено то, что автор не конкретизирует ни места повествования, ни эпохи. Действие книги могло разворачиваться как в России, так и в Америке или любой из Европейских стран. О времени в котором существуют герои читатели могут лишь догадываться.
Роман без привязки ко времени и страны вносит «Дом» в обобщённое мифологическое пространство «городской мистики», оставляя за читателем право на собственное видение, на домысливание, фантазию… я вижу в этом акт некого сотворчества автора со своими читателями.
Поначалу меня немного ошарашило огромное количество персонажей, проживающих в доме, и я понимала, что запомнить их всех для меня нереально. Но, как оказалось, это вовсе и не требовалось: ведь на фоне второстепенных персонажей, яркие незаурядные личности главных героев выделяются весьма заметно. К тому же столь большая масса жителей подтверждает мою догадку о том, что самый главный герой книги – это и есть сам Дом, который в тексте даже подчёркнуто пишется с заглавной буквы, как существо вполне одушевлённое.
Немного расскажу о минусах данного чтива – это прежде всего, совершенно уныло-безликая аннотация. Вот если бы я сначала прочла аннотацию к книге (как я это обычно и делаю) то, скорее всего, не стала бы продолжать чтение. Обложка, кстати, также не добавила бы желания открыть данную книгу.
В аннотации к роману говорилось, что книга поднимает проблемы детей-инвалидов, проживающих в закрытом мире спец. интерната… Бррр… сразу можно себе представить мрачную остросоциальную драму, полную ужасов, несправедливости современной жизни и страданий бедных детей. Но, ничего этого нет и в помине!
Думаю, что, конечно, одним из главных достоинств книги является её истинная толерантность, герои показаны обычными подростками, а то что они имеют некоторые особенности и ограничения по здоровью сказано лишь вскользь, когда это требуется по сюжету.
Наоборот многие герои книги наделены сверхспособностями и умением заглядывать в некий иной мир. Да и сам Дом как бы противопоставляет себя – Наружности, т.е. всему злому неприветливому окружающему миру, миру, который отвергает детей, проживающих в закрытом для чужаков, сакральном мирке.
Наружность показана в книге как унылое в своей беспросветной бытовухе обиталище взрослых. Дом и его обитатели даже не желают смотреть на этот реальный пугающий их мир. Вероятно, поэтому окна, выходящие на наружность, оказываются разрисованными, их стёкла густо испещрены надписями, а вскоре окна попросту замуровали и там, где был коридор с окнами на улицу – стала обычная стена. С наружностью у героев связаны как самые ужасные воспоминания из прошлого, так и леденящий страх будущего.
Таким образом Дом оказывается на границе двух миров: пугающей серой реальности взрослых и мифологическим загадочным и влекущим миром детства. Дом сам выбирает кого забросить в путешествие по мистическому миру, полному неожиданных превращений – так в книге появляются «ходоки» – путешественники в таинственное Зазеркалье их общего Дома. Иных Дом может перебросить внутрь своей изнанки и держать там помимо воли. Дом как божество, одновременно могущественное, милующее и карающее, является оплотом той высшей справедливости, коей его обитатели, брошенные своими родителями, были лишены в столь раннем возрасте.
Одним из порталов перехода в иной мир изнанки Дома является сумрачный лес, наполненный мистическими растениями и животными. Описания которого читать особенно интересно после большого количества диалогов и сцен с выяснением отношений молодых людей. Хотелось бы отметить сочный образный авторский язык Мариам Петросян, особенно удаются красочные описания волшебного леса и ощущения героев внутри него. Передача моментов трансформации обычных интерьеров Дома в таинственный пейзаж мистического леса – выше всяких похвал! Иногда повествовательный текст романа напоминает поэзию в прозе.
Получив огромное наслаждение от прочтения «Дом, в котором» я стала искать книги, похожие на этот роман. Всезнающий интернет подкинул мне: «Дом странных детей» Ренсома Риггза, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, «Американские боги» Нила Геймана и др. Все, кто знаком с данными произведениями, думаю, согласятся со мной, что это всё не то: нет той доброй, уютной атмосферы, невероятной реальности волшебного авторского мира, ожидания чуда…
По-моему, конечно, субъективному ощущению, могу посоветовать книжные серии лишь напоминающие атмосферу «Дома, в котором» - это цикл (триптих) Владимира Орлова «Останкинские истории»: «Альтист Данилов», «Аптекарь» и «Шеврикуку, или Любовь к привидению». И может, ещё серию книг «Шиза» (триптих) Юлии Нифонтовой, в них также: группа молодых людей, множество ярких индивидуальностей, герои, которые могут путешествовать в иной мир – на грань всех миров, где невозможное возможно, обладающие сверхспособностями студенты и т.д. Но произведения Нифонтовой, пожалуй, не дотягивают по уровню эпичности, в них нет чётко структурированного сюжета. Однако серия «Шиза» ещё не закончена, так что всё ещё может быть…
Ну, а более всего, как ни странно, напомнила мне «Дом в котором» волшебная сага Джоан Роулинг о мальчике, который выжил. Но если «Гарри Поттер» полон волшебства и это всё-таки сказка, то «Дом, в котором» я бы отнесла к жанру мистического реализма и городской мистики.
Не могу не упомянуть об острохарактерных и таких разных персонажах «Дома». Прежде всего, для потенциальных читателей, которые ещё не читали «Дом, в котором» необходимо обозначить, что все персонажи названы кличками, которые ещё необходимо заслужить. Группы-стаи, в коих сосуществуют жители дома также носят творческие псевдонимы: Псы, Фазаны, Крысы, Птицы.
В самом Доме и в каждой стае в частности существую свои законы, традиции, своя мифология и обряды. Чтобы выжить в Доме каждый новичок проходит тяжёлый период адаптации, а в свою очередь каждый мальчик проходит свою инициацию из которой выходит совсем другим. Так Курильщик в начале книги причисленный к неуважаемой касте Фазанов, трусов и конформистов, не вписывается в их серую массу. Бунтовщика выгоняют из не принимающей его группы. Но присоединившись к Четвёртой группе, парень раскрывается и становится своеобразным летописцем, фиксирующим хроники Дома, именно по его дневниковым записям читатель узнаёт о многих нравах, быте, правилах и легендах сообщества.
Одним из главных персонажей книги является Сфинкс, мудрый не по годам парень без рук. Он как добрый и умный родитель опекает и знакомит с традициями субкультуры Дома. Но настоящим хозяином дома назван Слепой, весьма загадочный и эксцентричный персонаж, умеющий слушать Дом, проходить в его иное измерение и становиться оборотнем. Один из самых ярких и любимых автором и читателями персон – Табаки, озорной, разговорчивый живчик, хранитель времени, душа Дома и знаток его истории.
Честно говоря, читая эту довольно объёмную книгу, я очень боялась дочитать до конца… мне очень не хотелось, чтобы эта книга вообще никогда не заканчивалась. Поэтому, я считаю, что автор поступила совершенно верно, что закольцевала сюжет. Книга заканчивается почти на том же месте, на каком и началась. В интернет ведут новичка – маленького Сфинкса, которому сначала придётся стать новичком, затем обрести прозвище Кузнечик и лишь потом стать мудрым и уважаемым всеми жителями Дома Сфинксом. А у окна его с восторгом ожидает маленький Табаки. Так прошлое становится будущим, а история не заканчивается. Читатель может фантазировать и придумывать продолжение волшебной истории.
Но какое же всё-таки счастье для читателей, что Мариам Петросян создала эту уютную Вселенную, в которой можно жить, и хочется остаться навсегда.
Пусть в реальности Дом расселён и разрушен, но в другой иной лучшей реальности, сотворённой Домом и его обитателями, он всё-таки существует и его избранные обитатели, те кто верили в него и любили его снова могут проживать там тысячи жизней в неизвестной стране без названия, без времени, то есть вечно… а, значит, и нам влюблённым в эту добрую историю читателям тоже всегда отыщется уголок в «Доме, в котором». Приглашаю вас погостить в этом уютном мире, и, может быть, остаться там жить навсегда…

`