Больше рецензий

Your_Majesty

Эксперт

по культуре и искусству

22 мая 2022 г. 10:32

1K

2 Время вырезать дворян

Это было настолько плохо, уныло и безынтересно, что даже талантливо в сочетании такого обилия и многообразия скуки. Очередная история "не такой как все" девушки, которая всем своим ангельским существом пошатнула чопорность и высокомерность аристократии и их архаического мироустройства. Милая Консуэло без роду-племени не красавица вовсе, но как она талантлива, как высоконравственна и духовна! Обладая возвышенной душой, чуждой этой спесивой знати, она являет настоящую красоту всему миру, и мир уже под ее ногами, все богачи готовы осыпать ее драгоценностями, благородные мечтают отписать ей свои фамильные замки и семейные владения... Но Консуэло это не нужно! Она смирна, покорна и целомудренна, и тем самым будит еще бОльшие страсти и бесконечное уважение. Ах, милая Zingarella...

Знакомо? Ну конечно же это бессмертная Мэри Сью, кочующая из произведения в произведение, из века век, а ныне прочно обосновавшаяся в ромфанте и любовных романах определенной направленности. На гипертрофированность очевидных положительных черт Консуэло Жорж Санд (она же мисс Дюпен) была весьма щедра, рассыпАла их словно из рога изобилия. Вперемешку с неприкрытой завистью и негодованием незаконнорожденной дитяти на этих плохих аристократов:

- Вы заронили в мою душу серьезное беспокойство, - сказала Венцеслава, в которой пробудилась фамильная гордость и тщеславие, связанные со знатным происхождением, - единственные ее недостатки. 

Да, с какой психологической точностью Жорж Санд обличает эту знать и их свойства характеров, не имеющие к ней лично никакого отношения! Фамильная гордость? Простите, но где такое видано... Неужели вы еще высокомерные?

А тут вся аристократия должна пустить слезу, джентльмены преклонить колена, а леди совершить пристойный книксен:

Я бесконечно благодарен вам за это и нахожу, что вы, с вашим характером, более благородны, чем мы, с нашими титулами.

И вот таким нехитрым образом Жорж Санд вещает читателям в своем многоглавом творении. Аристократы - самолюбивые и гордые, Консуэло - умница-красавица-труженица и вообще ангел бытия и небытия, а граф Альберт - истинно несчастный, по злому року рожденный в благородной семье. Дополняется это бесконечными страданиями героев, их сетованиями на все и вся и пятиэтажными предложениями, в которое оное облекается: 

- Значит, я не ошиблась, приняв эти благородные останки, как вы их называете, за останки гуситов, сброшенные в колодец Шрекенштейна кровожадной яростью междоусобицы во времена вашего предка Яна Жижки, который, как говорят, страшно отомстил за это.

Нужно больше  золота оборотов.

Единственный персонаж, снискавший мою симпатию в этом романе, - кузина Альберта, Амалия. Которую, что неудивительно, Жорж Санд нещадно бичует. Да разве так можно, чтобы высокородная девушка знала себе цену, вела себя соответствующе, да еще и обладала изящной женской хитростью и хорошо подвешенным, в меру дерзким, языком? Между прочим, это один из немногих персонажей "Консуэло" который действительно попадает в заранее отведенный образ, а не пытается транслировать не принадлежащие своему архетипу и окружению черты. Иными словами, соответствующий реальности, а не романтизированный или, наоборот, чересчур очерненный.

В общем, билась я с этим ужасом больше года, и если бы не привычка доводить начатое до конца, оставила бы сей мертвый груз на первых 200 страницах. Взялась за книгу во время написания диссертации по одному совету, надеясь найти в романе средневековую музыкальную символику, чего там, конечно же, не было. По крайней мере не в том виде и объеме, на который был первоначальный расчет. Казалось бы, центральная тема произведения - музыка и ее Красота - должны быть раскрыты соответствующе, но нет. Все очень по верхам, без погружения в философско-эстетические составляющие, да еще и с ошибками по этим "верхам".

В результате "Консуэло" являет собой очень слабый и очень вторичный женский роман. Романтизированный до невозможности, никакого интереса он не предоставил - ни на художественном, ни на, тем более, философско-культурологическом уровне. Тем не менее, вполне очевидно, что он еще долго будет находить своего читателя.

2/5