Больше рецензий

lessthanone50

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июля 2013 г. 16:54

829

5

Я, кажется, нашла еще одного любимого автора, создающего идеальные для меня романы. Правильные пропорции откровенности, психологичности, драматичности и интеллектуальности без нарочитости. И все это воплощено в толстенький томик с плотным, нигде не провисающим текстом. Короче, скажу прямо: это гениально.

Сначала я прочитала «Свободу», которая мне тоже очень понравилась, но я как будто еще не осознала, какого уровня находка попала мне в руки. «Поправки» были закинуты в отдаленные хотелки, но совсем скоро возникли сами собой в виде бумажной книги. Я стала читать и пропала. «Поправки», строго говоря, написаны по той же схеме, что и «Свобода». Я бы возмутилась, если бы схема не была безупречна. Точно так же я прощаю повторяющиеся формы романов обожаемой Айрис Мердок – ну и пусть, зато они ей хорошо удаются.

Франзен – безусловный мастер препарирования одной отдельно взятой семьи, в которой, разумеется, не все ладно. Более того, Ламберты из «Поправок» - это такая усредненная модель не очень счастливой американской семьи вообще, которая в то же время является вполне благополучной. Огромный разрыв межу поколениями, катастрофическое непонимание между родителями и детьми. И главная проблема даже не в том, что дети не могут понять родителей – они не желают их понимать, и это принципиальный момент. Взрослые сыновья и дочь, я уверена, вполне осознают мотивы и желания родителей, но они их отторгают, в ужасе отворачиваясь от этого мира, жизни, дома, забитого хламом, скидочных купонов и правила доедать все с тарелки. Все, что угодно, только не быть похожими на родителей, не стать, как они, не допустить и мысли, что у нас, детей, может быть с ними что-то общее.

Франзен непринужденно и органично вписывает в историю Ламбертов приметы и болезни эпохи: игру на бирже, депрессию и антидепрессанты, немного алкоголя, немного наркотиков, измены, Альцгеймера. И, поверьте, Ламберты отнюдь не выглядят невероятным семейством, с которым происходит все на свете. Иногда кажется, что с ними вообще ничего не происходит. Или все творится одновременно, как в жизни.

К слову, о жизни. Одни из самых живых и подробно прописанных героев, что я встречала в литературе. Они кажутся мне более реальными, чем, например, мои соседи. По прочтении остаешься с полным ощущением, что эти люди где-то продолжают существовать. Тут Франзен неправдоподобно хорош и взмывает на невероятные вершины, притом с легкостью. Вообще пишет он стремительно, как будто не сомневаясь, сразу набело, как вдохновенный графоман. Но только по скорости поглощения текста читателем и по объему произведений, потому что в остальном, конечно же, угадывается точность замысла, большая работа по верному выбору тона и слова, четкая структура. В который раз поражаюсь, как Джонатану Франзену удалось сохранить форму такого огромного, как сама жизнь, романа, не позволить ему растечься и превратиться в невнятную многословную муть.

Так вот, теперь у меня есть писатель, которого я могу рекомендовать проверенным людям (предварительно пригрозив больно покусать, если они по прочтении отзовутся плохо о моей новой любви). И если хочется откровенности без сентиментальности, драмы без нагнетания и реальных героев (в которых не надо верить или не верить, потому что они – воплощение своего времени и порождение своего общества), – то вам сюда.

Комментарии


Я бы не сказала, что эти люди - герои, и что роман читался на одном дыхании, наоборот, несколько раз переходила на другие книги (более легкие и позитивные) и думала, что так его и не дочитаю. Но возвращалась опять и все-таки дочитала. Нет хэппи-энда, на душе тоскливо от таких книг, слишком все реалистично, в жизни этого д...ма хватает, причем практически в каждой семье.Ас виду все так благопристойно. . .Рецензия понравилась, жаль, что попалась мне уже после прочтения книги, а то бы я задумалась:"А оно мне надо - эти чужие проблемы перед сном? " Я повторюсь- очень реалистично, не сказка!


Я согласна, что роман очень реалистичен и не оптимистичен. Но мне такое сочетание нравится, я вообще не любитель хэппи-эндов. К тому же, никогда не понимала того аргумента против тяжелых книг, что, мол, и в жизни проблем хватает. У меня книги совершенно отдельно существует, и впечатление от каких-либо негативных событий в романе я не переношу на свою жизнь. Повезло, наверное :)
Удачного вам книжного выбора!


Да, теперь мне понятно почему эта книга прозвучала в контексте разговора о Славниковой. Та же арктическая безжалостность. Не то, чтоб я так уж любил это прилагательное -адекватных синонимов нет. У меня возник вопрос: возможно ли честно написать персонажа в подобной гиперреалистичной манере, чтобы не выглядеть мизантропом? Что-то мне кроме князя Мышкина в голову никто не приходит. Но святые и дураки, наверное не в счет.


Франзен еще тот мизантроп, это точно, но мне такая манера ближе, чем та же святость пополам с юродством князя Мышкина.
Наверное, выглядеть человеколюбивым вряд ли получится, когда так близко и подробно рассматриваешь и описываешь жизнь персонажей. В том и талант Франзена, что его герои не плохие, а такие же, как люди из жизни - с кучей мелких и крупных недостатков, гадких черт, комплексов и т.п. Но мы ведь не перестаем их любить, даже если видим все это.


Bravo! Istino retenzia!