Больше рецензий

14 июля 2013 г. 16:52

966

3

Книга протестантского пастора, который основал и успешно ведет молодежную церковь на Манхеттене. Аргумент в пользу автора достаточно весомый - в своей церкви в Нью-Йорке он собирает несколько тысяч интеллектуальной молодежи и дискутирует с ними о Боге.

Название книги очень успешно подобрано, через что собственно и начала читать. Вроде бы у меня и нет серьезных замечаний на счет содержания, но ожидала то ли более интеллектуального подхода, то ли более научного метода. Финал особенно подчеркнул дух протестантизма с его четко расписанным практичным евангелизационным подходом, с методичными указателями для неофитов, с перечнем тем для раздумий для обращения в христианство и пр.

Автор поделил книгу на два раздела. В первом "Подвиг сомнения" выдвигает самый популярные упреки в сторону христианства, и тогда пытается их опровергнуть. В частности размышляет о важности сомнения, которое не дает "застоятся" вере, провоцирует не только к поиску все новых и сильных аргументов для обогащения арсенала в дискуссиях с атеистами, но прежде всего в интересах собственного духовного развития.

Вера человека способна разрушиться в одночасье, если ему никогда не хватало терпения прислушаться к собственным сомнениям – к тем самым, которые следует отметать лишь после долгих размышлений. Верующим надлежит признавать наличие сомнений и вести с ними борьбу, причем не только с собственными, но и с сомнениями друзей и ближних. В настоящее время уже недостаточно придерживаться каких-либо убеждений только потому, что унаследовал их от родителей. Лишь в случае долгой и упорной борьбы с возражениями против нашей веры мы можем отстоять ее в разговоре со скептиками, в том числе с самими собой, и наши доводы окажутся скорее убедительными, нежели смешными или оскорбительными. И, что не менее важно в нынешней ситуации, после того, как вы утвердитесь в вере, этот процесс побудит вас относиться к сомневающимся с уважением и пониманием.


Также рассматриваются уже настолько протертые теми как существование зла, насилия и страданья в мире, вопросы свободы и любови, науки и религии, истинности Библии. Но рассмотрение этих вечно дискуссионных тем не вызывает возмущения и занудства при чтении - автор пытается достаточно либерально, а иногда и осторожно высновывать интересные ответы на такие упреки.

Во многих сферах жизни свобода – не столько отсутствие ограничений, сколько поиск правильных ограничений, дающих свободу. Те из них, которые соответствуют реальным особенностям нашей натуры и мира, придают силу и размах нашим способностям, дарят глубокую радость и удовлетворение.


Второй раздел "Доводы в пользу веры" апологетический. Здесь уже прямым текстом говориться о морали, грехе, благу вести, Боге, Библии, Христе, спасении (крест и воскресение). Вот одно из размышлений о чудесах:

Они порождают не просто когнитивную веру, а преклонение, благоговение и удивление. В особенности чудеса Иисуса никогда не были просто фокусами, предназначенными для того, чтобы производить впечатление и к чему либо принуждать. Нигде мы не видим, чтобы Он говорил: «Видите вон там дерево? Сейчас оно загорится!» Вместо этого Он пользуется чудодейственной силой, чтобы исцелять больных, кормить голодных, воскрешать мертвых. Зачем? Мы, современные люди, воспринимаем чудеса как сбои в естественном порядке, а для Иисуса они были восстановлением этого порядка. Библия учит нас, что когда Бог создал этот мир, в нем не было болезней, голода и смерти. Иисус явился в мир, чтобы искупить все ошибки и исцелить раны мира. Его чудеса – не просто доказательства Его силы, а удивительное предвкушение того, как Он намерен распорядиться этой силой. Чудеса Иисуса – не просто вызов, брошенный нашему разуму, а данное нашему сердцу обещание, что мир, о котором мы мечтаем, уже грядет.


Читать достаточно интересно, поскольку оживляют текст фрагменты свидетельств или критика прихожан пастора. Также много ссылок на богословов и религиозных авторов (Льюис, Плантинга, Бонхеффер, Райт, Керкегор). Автор знакомый с текстами известных атеистов Докинза, Хариса, Хитченса та др.

В итоге, книга не выдержана в одном "стиле" - до конца чтения переориентировуется с сомневающегося и может неверующего человека на переубежденного христианина. Чувствуется уверенность со стороны автора в том, что он будто сумел полностью переубедить читателя и навернуть его.

Тимоти Келлер. Разум за бога. Почему среди умных так много верующих

Ветка комментариев


А он не особо распространяется на эти темы, и шрамом во всю грудь старается не отсвечивать лишний раз. Но на собрания приглашает постоянно: "попоём, потанцуем..."
Под верующим можно понимать кого угодно слепо и необоснованно, твёрдо убежденного в чём-либо.


Часто в "попоем, потанцуем" уходят от одиночества.
Там их профессионально принимают с пониманием.


Ну.. страх одиночества это тоже страх. И, пожалуй, уже должна быть какая-то предрасположенность чтоб идти спасаться от тоски именно в церковь. На мой вкус, например, это не лучший вариант).


у меня наоборот - противоположный опыт. знаю многих верующих, уверенных в себе и очень сильных личностей; а неверующих - которых пугает даже собственная тень, не то что завтрашний день... (прям зарифмовалось :))
все зависит от того, кто и что исчет (в той же самой религии), и у кого какие исходные точки, и какие цели...


Любой человек чего-нибудь да боится, каким бы кремнем он ни казался окружающим) Только одни могут справляться со страхами без костылей веры, а другие нет. Или не хотят. Вера как раз и даёт эту самую уверенность. Но основания у неё иллюзорны и иррациональны. Можно-ли называть разумным человека готового с этим смириться? Пусть ему и живётся якобы легче и уверенней? Алкоголь тоже делает смелым)


а отношения с другими людьми у вас тоже исключительно рационально и прагматично обоснованны? имею ввиду и любовь как вершину человеческой коммуникативной способности.


Эээ... Ну по порядку)) Рациональные и прагматичные отношения с другими людьми это ведь не шагать по трупам. Человек социальное существо и ему хорошо когда и окружающим хорошо, а не когда вокруг боль и страдание. Если не брать отдельные патологические случаи. Потому, хотя б из чистого прагматизма, стоит стараться сделать окружающим это самое "хорошо".
Любовь как вершина коммуникативной способности... Боюсь она таки сильно проигрывает интернету в плане коммуникативных способностей)) Если же на межличностном уровне, живьём - если это вершина откуда тогда такая статистика разводов? Почему она проходит? Понимание, привязанность, гормоны, химия, инстинкты размножения, психология, всё это вместе в гремучей смеси - да. Большая и чистая как в кино - не знаю, не знаю...


О, дивный новый мир - интернет вместо любви)) Как звучит!)


ну знаете.... вот например если бы мы были знакомы в реальности, мы бы могли подраться (я не о том, что кулаки приходят, когда аргументы заканчиваются) - просто эффекта был бы больше, чем здесь мыслю по стенке. а так только словами приходиться пользоваться. даже не интересно ))


Есть желание выцарапать мне глаза?)) Не надо)
У меня родилась идея эксперимента, но вряд-ли на него кто-нибудь решится. Нужно взять некоторое кол-во пар вступивших в брак по любви, и такое же кол-во пар из людей подобранных случайно. И посмотреть в какой группе будет больше пар сумевших ужиться на протяжении десятка лет. Тогда уже, имея на руках статистику, можно будет о чём-то говорить и оценивать коммуникативные способности любви))


идея весьма забавная. но в ходе эксперимента могут возникнуть и другие вопросы, например, случайности, возраста и много пр.
статистика, знаете ли, дело такое. для меня лично она менее ценна потому что безличностна. может не совсем удачный пример, мне важнее с кем-то одним пообщаться в реальности, чем иметь кучу друзей на фейсбуке.

п.с. я вот сегодня уезжаю в деревню на свежий воздух, козье молоко и свежий мед на пару недель, где не будет интернета и пр. а я этому радуюсь. хотя и буду общаться только с 1-2 людьми - но это будет очень занимательно и интересно...


Проблему с возрастом можно решить подбирая людей не совсем уж случайно а из соответствующей возрастной группы, а то желающих будет совсем уж мало. Может даже с какими-нибудь гарантированными параметрами. Рост, вес, всё такое)
Вообще-то я тоже к соцсетям отношусь достаточно скептически, и выкладывать личную информацию в сеть не рвусь. Общению через интернет таки не хватает красок. Пока по крайней мере)
Могу только пожелать успешно отдохнуть и наобщаться вдоволь по старинке, без интернета))


Какие могут быть потенциальные цели у духовных поисков? Например?)


Зачастую идут не в религию, а туда, где видят доброжелательный интерес к пришедшему.
Потом это оказывается религия. На вкус так сказать.)


Дык, смотреть надо куда идёшь) Хотя у людей с "предрасположенностью" есть и предрасположенность закрывать глаза на противоречия и неудобные факты)