Больше рецензий

14 июля 2013 г. 16:52

961

3

Книга протестантского пастора, который основал и успешно ведет молодежную церковь на Манхеттене. Аргумент в пользу автора достаточно весомый - в своей церкви в Нью-Йорке он собирает несколько тысяч интеллектуальной молодежи и дискутирует с ними о Боге.

Название книги очень успешно подобрано, через что собственно и начала читать. Вроде бы у меня и нет серьезных замечаний на счет содержания, но ожидала то ли более интеллектуального подхода, то ли более научного метода. Финал особенно подчеркнул дух протестантизма с его четко расписанным практичным евангелизационным подходом, с методичными указателями для неофитов, с перечнем тем для раздумий для обращения в христианство и пр.

Автор поделил книгу на два раздела. В первом "Подвиг сомнения" выдвигает самый популярные упреки в сторону христианства, и тогда пытается их опровергнуть. В частности размышляет о важности сомнения, которое не дает "застоятся" вере, провоцирует не только к поиску все новых и сильных аргументов для обогащения арсенала в дискуссиях с атеистами, но прежде всего в интересах собственного духовного развития.

Вера человека способна разрушиться в одночасье, если ему никогда не хватало терпения прислушаться к собственным сомнениям – к тем самым, которые следует отметать лишь после долгих размышлений. Верующим надлежит признавать наличие сомнений и вести с ними борьбу, причем не только с собственными, но и с сомнениями друзей и ближних. В настоящее время уже недостаточно придерживаться каких-либо убеждений только потому, что унаследовал их от родителей. Лишь в случае долгой и упорной борьбы с возражениями против нашей веры мы можем отстоять ее в разговоре со скептиками, в том числе с самими собой, и наши доводы окажутся скорее убедительными, нежели смешными или оскорбительными. И, что не менее важно в нынешней ситуации, после того, как вы утвердитесь в вере, этот процесс побудит вас относиться к сомневающимся с уважением и пониманием.


Также рассматриваются уже настолько протертые теми как существование зла, насилия и страданья в мире, вопросы свободы и любови, науки и религии, истинности Библии. Но рассмотрение этих вечно дискуссионных тем не вызывает возмущения и занудства при чтении - автор пытается достаточно либерально, а иногда и осторожно высновывать интересные ответы на такие упреки.

Во многих сферах жизни свобода – не столько отсутствие ограничений, сколько поиск правильных ограничений, дающих свободу. Те из них, которые соответствуют реальным особенностям нашей натуры и мира, придают силу и размах нашим способностям, дарят глубокую радость и удовлетворение.


Второй раздел "Доводы в пользу веры" апологетический. Здесь уже прямым текстом говориться о морали, грехе, благу вести, Боге, Библии, Христе, спасении (крест и воскресение). Вот одно из размышлений о чудесах:

Они порождают не просто когнитивную веру, а преклонение, благоговение и удивление. В особенности чудеса Иисуса никогда не были просто фокусами, предназначенными для того, чтобы производить впечатление и к чему либо принуждать. Нигде мы не видим, чтобы Он говорил: «Видите вон там дерево? Сейчас оно загорится!» Вместо этого Он пользуется чудодейственной силой, чтобы исцелять больных, кормить голодных, воскрешать мертвых. Зачем? Мы, современные люди, воспринимаем чудеса как сбои в естественном порядке, а для Иисуса они были восстановлением этого порядка. Библия учит нас, что когда Бог создал этот мир, в нем не было болезней, голода и смерти. Иисус явился в мир, чтобы искупить все ошибки и исцелить раны мира. Его чудеса – не просто доказательства Его силы, а удивительное предвкушение того, как Он намерен распорядиться этой силой. Чудеса Иисуса – не просто вызов, брошенный нашему разуму, а данное нашему сердцу обещание, что мир, о котором мы мечтаем, уже грядет.


Читать достаточно интересно, поскольку оживляют текст фрагменты свидетельств или критика прихожан пастора. Также много ссылок на богословов и религиозных авторов (Льюис, Плантинга, Бонхеффер, Райт, Керкегор). Автор знакомый с текстами известных атеистов Докинза, Хариса, Хитченса та др.

В итоге, книга не выдержана в одном "стиле" - до конца чтения переориентировуется с сомневающегося и может неверующего человека на переубежденного христианина. Чувствуется уверенность со стороны автора в том, что он будто сумел полностью переубедить читателя и навернуть его.

Тимоти Келлер. Разум за бога. Почему среди умных так много верующих

Комментарии


Какое же процентное соотношение умных верующих и просто умных?


по мнению автора книги - большее, чем говорят статистики неверующих :)


Те конкретных цифр и методологии отделения умных от неумных автор не раскрывает? Очень показательно - даже название фальшивое. Я хочу чтоб было много "умных" верующих, я хочу чтоб был бог, я хочу чтоб наука подтверждала мои желания. А если нет, то будем выкручиваться и подгонять хоть какие-то логические обоснования иррациональному. Всегда одно и то же. У верующих личные желания стоят выше здравого смысла и фактологического материала, поэтому большой вопрос можно-ли вообще верующего считать умным, каким бы учёным в отдельно взятой области он ни был.


не могу согласиться на все 100%. у меня среди знакомых очень много умных людей (профессоров и пр.) и они верующие. и я не нахожу в их вере чего-либо фанатичного или иррационального. даже наоборот - это очень здравомыслящие люди, с мозгами и ценностями. это просто другой уровень понимания жизни, наверное.
есть, конечно, фанатики, которым только зависит на доказательстве существования Бога.
в итоге, это всегда будет открытым вопросом, независимо от статистик (которые в этом контексте мне кажутся смешными, независимо от их цифр и от моего отношения к вере).

и еще - умный и мудрый не всегда могут существовать в одном человеке, к сожалению. а это очень важно.


Belief is the death of intelligence как говорил Антон Роберт Уилсон. Вера не может быть рациональной, она иррациональна по определению. Иначе это уже не вера. Она может существовать только пока не доказано наличие или отсутствие бога. Если вдруг такое доказательство будет найдено (к чему так стремятся все авторы подобных книжек) вера исчезнет и превратится в знание. Потому нельзя быть немножко верующим, как нельзя быть немножко беременной :) Каким бы "умным" человек ни был, будь он хоть трижды профессором - если он признаёт себя верующим, то в его здравомыслии есть провал, трещина, область на которую это здравомыслие не распространяется. Зона где властвуют желания и страхи порождающие веру. От страха смерти до желания вселенской справедливости и "счастья для всех и пусть никто не уйдёт обиженным". Да, благими намерениями выложена дорога к вере, но она же и дорога к безумию. Сумасшествие тоже можно назвать другим уровнем понимания жизни :)


пожалуй на этом я перестану дискутировать с Вами, поскольку вижу, что наши взгляды очень разные на понятие той же веры, например. а переубеждать друг друга - это всегда глупо и бесполезно.
я уважаю Ваше мнение.


Ну почему же глупо и бесполезно, а как же истина рождающаяся в спорах?) И мне очень любопытно было бы найти человека который меня переубедит :)


в таких вопросах переубеждает жизнь, опыт... а споры часто бывают просто вербальными драками на предубежденной почве


Жизнь и опыт не всегда переубеждают в пользу религиозности. Иногда наоборот. Один мой знакомый стал верующим после операции на сердце. Добавила ли она ему здравомыслия? Скорее страха.


А что сам знакомый говорит по поводу операции, страха смерти, веры.
Под верующим понимается человек религиозный?


А он не особо распространяется на эти темы, и шрамом во всю грудь старается не отсвечивать лишний раз. Но на собрания приглашает постоянно: "попоём, потанцуем..."
Под верующим можно понимать кого угодно слепо и необоснованно, твёрдо убежденного в чём-либо.


Кстати, если хочется более интеллектуальных рассуждений о вере - почитайте Пауля Тиллиха "Динамика веры" (кажется так называется). Книжка небольшая, но очень тяжелая, и на любителя ;)