Больше рецензий

rhanigusto

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июля 2013 г. 14:09

843

5

...«Удивительно, как быстро всё меняется от плохого к полной ж...» © Зомбилэнд...

...Кинг – фантаст номер 1 в США, и данный том этот постулат только очередной раз подтверждает. Ведь книги, как водится, или короткие, или скучные, или и то и другое разом. Не хочется даже представлять, чего стоило его литагентам противоборство с издательством касательно выхода в свет цельной, не располовиненной версии романа. Любой читатель с ходу может назвать как минимум троих менее заинтересованных в монолитности своих творений и более подверженных приступам эгоистичного меркантилизма книгописателей в жанре. Но вот здесь перед нами «Под куполом» 2009-го. Практически оксюморон, опровергающий известное изречение. Обширный оммаж Голдингу и, немного, Таками. Построенный в неком подобии коллективного «Шоу Трумена» Питера Уира. Как если бы все декорации оттуда внезапно провалились прямиком в официальное представительство Соединенных Штатов Америки в преисподней. Первое, впрочем, Кинг и сам неохотно и сквозь строки признает. Вот только в отличие от вдохновителей, тут отчуждение не ждёт своих жертв, но само к ним приходит. Постоянный кингочитатель чувствует себя как дома. Ворох героев и пастораль одноэтажной Америки. А также неведомое, неосязаемое и мистическое зло за кадром. В действующих лицах – молочники, собаки, фельдшеры, наркоманы, аспиранты, чиновники, городские алкоголики и прочие персонажи сомнительной репутации. В качестве камео, за сценой, мелькает даже личайлдовский Джек Ричер. Описания Кинга до того дотошны и изобильны, что даже странно, до чего поверхностным и послеобеденным вышел одноимённый сериал. Ситуация с киноадаптацией «Под Куполом» много хуже чем в «Игре престолов». Во-первых, экранная версия раз за разом выделывает еретические коленца, которых и в намёках-то у Кинга не было. При этом напрочь игнорируя размеренную детализацию первоисточника. Хотя такое как раз можно объяснить выбранными форматом, бюджетом и хронометражем. Во-вторых же, он, сериал, снят вовсе не по этой книге. Хотя, и очень похожей на неё. Написанной, к тому же, автором, напоминающим Стивена Кинга. Вообще текст и экранизация скорее взаимоисключающие. Тут уж, как правило, кто с чем впервые столкнулся. В этом есть определенное сходство с упомянутым выше многосерийником по Мартину. Такому решению существует, однако, оправдание. Если экранизировать Кинга дословно, то результат, скорее всего, невозможно будет смотреть без предварительного получения справки от лечащего врача о наличии клинической социопатии и вялотекущей шизофрении. Вообще странно: у Кинга, у которого между любыми, наугад выбранными двумя абзацами торчат расчленённые руки-ноги; большинство знамений ассоциируется с автономными, в терминальной стадии раковыми опухолями; а каждая пятая чётная страница забрызгана по самые колонтитулы хлещущей во всё стороны мясокровищей – продажи не хуже, чем у сопливых сумерек. В которых, и в зеркала-то без нательного стараются всуе не смотреться – ведь гениталии, простите же видно...

...но не всё так гладко, как показывают выставленные книге рейтинги. «Под Куполом» нет равного закрученной интриге, и в достаточной мере колоритного антагониста. Младший? Будет вам. Некрофил-удушитель, проделывающий всё ужасное под контролирующим воздействием злокачественной мозговой опухоли-паразита, вызывает больше брезгливой жалости вкупе с активно подавляемым нравственностью сочувствием, чем агрессивного осуждения. Джеймс Ренни? Не смешите. Рядовой, средней руки чиновный бюрократ. Неприятный, но не более. С типичным, в тяжёлой форме провинциальным вариантом синдрома вахтёра. В силу положения – да, коррупционер. Это подобные Энди Сандерсу в живой природе госструктур как правило не встречаются. Слишком уж суров и серьёзен там естественный отбор. А таких, как второй выборный Большой Джим, и у нас, и в США, да и вообще – везде в системе государственной власти, буквально через кабинет. Хоть пруд пруди. Целые департаменты на развод. Любой может самолично проверить. Стоит только обратиться по надобности в местное представительство властных структур. Другое дело, не всюду правительства достаточно наглые, а народ до той степени инертен, чтобы подобное вслух признавать. Казнокрадство происходит с размахом всегда, только не часто подвергается огласке. И далеко не так повсеместно с ним раздувают борьбу в таком же масштабе. Правда думать, что по деяниям и воздаяние в данном случае не вполне разумно. Одна из первостепенных задач любой власти – это отвлекать внимание подвластных от своих косяков. Каким способом, тут уж зависит от степени терпимости и цивилизованности обеих сторон. И уж только после этого можно спокойно раздумывать и претворять в дело планы о повышении собственного материального благополучия. Иногда – вместе с общегосударственным. А вот продиктованные разрастающейся паранойей и гипертрофированным инстинктом самосохранения действия второго члена городского управления, совершённые под влиянием чрезвычайных обстоятельств, с подобной персонификацией на практике никак не соотносятся. Психология стресса – дело весьма тонкое и трудно предсказуемое...

...цитата в заглавии и есть то, что хотел или нет, но всё же сказал своим тысячестраничным посланием автор. Этим, в принципе, любой отзыв к «Под Куполом» можно и начать, и завершить. В каждой последующей главе книги события принимают всё более катастрофический характер. Продовольственный бунт следует за чередой умышленных поджогов, убийств и членовредительств. Которые, в свою очередь, впритирку идут за акциями гражданского неповиновения и неконтролируемыми всплесками безвластия. К финалу всё упомянутое спрессуется в локальное, и, самую малость постановочное, подобие ветхозаветного огненного катаклизма, уничтожившего Содом и Гоморру. Ни ядерной войны, ни стремительного распространения смертельного вируса, ни гипотетической супер-катастрофы, глобального потепления, тотального обледенения или даже незаметно подкрадывающегося зомби-апокалипсиса оказывается, для Большого Конца на самом деле не требуется. Достаточно просто убрать ненужное и даже бесполезное, казалось бы, центральное управление. Вместе с ним перестанет существовать уголовно-административное право. Без которого правоохранительные органы – не более чем группа обладающих доступом к оружию, и не испытывающих затруднений в необходимости его применения, личностей. Тонкий налёт цивилизации испаряется без следа. После этого до беспорядочной анархии уже буквально рукой подать. Желаешь брать, что хочешь и не отдавать обратно? Нет проблем! Ведь теперь правит абсолютная свобода. Но не забывай о том, что нынче свободны-то все, буквально – каждый. И у тебя тоже могут что угодно отобрать. Вплоть до новобретённых вольностей. А то и права на существование. Кинг несколько раз в различном контексте и с разными ударениями повторяет одну и ту же банальную в целом идею: без единой организации нормальное функционирование большого скопления людей невозможно. Лишившись, не коммуникаций, и даже не продовольствия и сырья, но всего лишь – контроля и надзора, управленческое и бытовое благополучие провинциального Честер Милла рассыпается за какую-то неполную календарную неделю. Обязательная в таких случаях, составленная из жертв сменяющих друг друга общественных моделей, гора трупов растёт тем временем в безучастной геометрической прогрессии. Вчерашние миролюбивые пейзане, в один миг осатанев, с увлечением принимаются жечь, грабить, насиловать и вышибать соседям остатки мозгов жестянками консервированной фасоли бондюэль. И тут, словно спохватившись, и вспомнив, кто является большей частью читающей его аудитории, дедушка Кинг спешно ваяет концовку, достойную в лучшем случае кого-нибудь из резидентов отечественной Армады, чем тысячестраничной аллегории пороков и страстей американской глубинки. Приставленный к «Под Куполом» хэппи-энд выглядит ничуть не уместнее значка лексуса на капоте оки. Но испортить общее впечатление от романа ему всё же не по плечу...

P.S. ...в постскриптуме – не вошедшие размышления. Стивен Кинг – мастер ужасов. Но «Под Куполом» для русскоязычного читателя пугающим не является. Особенно – читателя постоянно проживающего на постсоветской территории последние лет двадцать. У которого с лица уже сошла подростковая угревая сыпь и половые гормоны прекратили доминировать над всеми сразу поведенческими императивами. Такого читателя очень трудно не только напугать, а хотя бы просто смутить описанными событиями. В зажиточных Штатах, вот уже скоро сто лет как не ощущающих экономических потрясений серьёзнее дефицита овсяных хлопьев во время общенациональных праздников, и, за исключением пары процентов жителей Нью-Йорка, слабо представляющих себе не только полномасштабное наступление армии интервентов, но и значение термина «социально-политическая дестабилизация», эффект, понятно, более впечатляющий. У нас же, там, где последние годы непрерывно кипят и расплёскиваются финансовые рынки; стабильнее доллара, и тем более национальной валюты, подчас может быть только средневековый натуральный обмен; в провинции едва-едва закончились веерные отключения электроэнергии; а потребительская корзина гарантированного выживания и заработные платы везде, кроме нескольких национальных центров, заставляют завидовать разве что зулусские племенные общины, такие страшилки как-то не в ходу...

С. Кинг "Под Куполом"

Комментарии


Вообще текст и экранизация скорее взаимоисключающие.


вот этого я и боялась, наверное к сериалу приступлю когда события книги позабудутся.
Рецензия классная, спасибо!


...на здоровье))...


Кинг сам упоминал в интервью, что он работал над сценарием и намеренно изменил многие детали - чтобы даже тем, кто читал книгу, смотреть сериал было интересно - от смертей героев до самой причины существования Купола - все будет иначе.


...*в то же самое время с довольной ухмылкой пересчитывая хрустящие банкноты гонорара*...


Ну, с другой стороны, зато теперь концовку не знает никто и читавшие книгу не будут с чувством превосходства спойлерить тем, кто книгу не читал, т.к. все в одной лодке.))


Постоянный кингочитатель чувствует себя как дома


Не смогла бы выразиться точнее))))


...а на первых строках - так просто с Нужными вещами нездоровое deja vu...


Вот этого и боялся, читая отзывы на книгу...


...на самом-то оно не в пример бодрее, чем "...Вещи". Ну и на треть длиннее, конечно...


Угу, тоже заметила.


...хотя, если верить Кингу, то писать "Под куполом" он начал раньше, чем "...Вещи". То есть дежа вю на самом деле не настоящее. А... рекурсивное, что ли?..


Я вообще его вещи, которые можно считать реверансом Голдингу, не совсем так воспринимаю, как то, что в простоте считаю подлинно его творчеством. Это как у Кинга и Геймана с Лавкрафтом. Дочитаешь, однозначно, но того кайфа нет. Хотя о чем я, Стивен Кинг - мое все


...Кинг, бесспорно, хорош))...


"неконтролируемыми всплесками безвластия", это как?)