Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

11 июля 2013 г. 13:34

422

5

Давно, еще совсем молоденькой девчонкой, я сильно разбилась в аварии. Переломы, серьезная черепно-мозговая травма, а главное - лицо. На нем было шестнадцать швов и шили плохо. В общем, не айс выглядела. При всем том, была удивительно спокойна. Не нервничала, не переживала, все время хотела спать. В моей жизни случилось чудо, тетя привела дальнего родственника, умницу и красавца, сына академика и замечательного врача с хорошими связями в косметологии. Он взглянул на месиво, представлявшее мое тогдашнее лицо, сказал: через год в конкурсе красоты участвовать сможешь, но заниматься тобой будем серьезно. И уехал. А я поднялась, стряхнула с себя привычное отупение, внимательно прочла аннотации к лекарствам, которые принимала тоннами и полностью отказалась от транквилизаторов. Искусственное спокойствие больше не было нужным.
Транквил - спокойствие с латинского. Транквилиум - мир, соответственно, спокойный. Он таким и кажется, пока не понимаешь, что спокойствие этого идеального мира искусственно создано. Пока не понимаешь, что сам этот мир сделан кем-то для своих непостижимых нужд. А демиурги меньше всего думали о счастье и спокойствии населяющих мир людей. Но это потом, ближе к концу.
Начало, ах какое начало! Девушка Светлана, русская и дочь моряка, но замужем за английским лордом. Паровой двигатель в этом мире изобретен, а бензина и выхлопных газов нет. Серебряный век, как мы его себе представляем. Дамы рафинированы, но не прочь пошалить, кавалеры безупречно блюдут кодекс джентльмена, прислуга вышколена, а самый сложный выбор - какое платье предпочесть для утреннего выхода в город. Немного Диккенса, очень много Грина, Порт-Элизабет, каким он предстает в начале романа, органично вписался бы в ряд гриновских городов, где-нибудь между Гель-Гью и Лиссом.
Андрей Лазарчук - непревзойденный стилист. И ритм повествования он меняет так же легко и непринужденно, как жонглирует стилями. Мы только еще успели познакомиться с главными героями и пригреться на ласковом солнышке, а все уже летит в татрарары. Восстание, ночные перестрелки, баррикады. Потом все затихает а Глеб (ах, не сказала о нем? Это главный герой и он такой, в общем, мечта, девочки!). Бежит со Светланой, а с ними дальняя родственница для отвода глаз, красавица и аристократка духа Олив. А потом все закручивается в такой смерч, где переплелись судьбы всех этих людей, огромного количества вокруг них, тонкие и грубые игры спецслужб двух миров, Транквилиума и нашего с вами, покушение на Андропова (помните, наш Генсекретарь?), древняя жестокая магия, прыжки между мирами. И отчаянные попытки удержать равновесие, не дать погибнуть всему.
Все здесь непросто. То есть, совсем не просто. И рифмы эти дурацкие "любовь-кровь", "любить-губить", они актуальны для героя в силу его не совсем человеческой (совсем не человеческой?) природы. Но любят все они по-настоящему. Помните, в "Обыкновенном чуде" Волшебник спрашивает Медведя: Что сделал ты ради любви к женщине? - Я отказался от нее, -звучит в ответ. Это, знаете, большая редкость, когда о чувстве говорят так, что веришь. Лазарчук может. Как может рассказать о такой любви, которой главное - чтобы твой человек был и с ним все было хорошо. Пусть, не с тобой, главное - чтобы был.
А мир, что мир? Выжил, хотя изменился. Да вы почитайте, ей-Богу, стоит.