Больше рецензий

LinaSaks

Эксперт

Случайный, Лайвлибовский

16 мая 2022 г. 13:56

332

5 Спокойствие, только спокойствие.

В советских детективах есть особый вид красоты - это жизнь, в которую он вписывается, человек, его мысли, его действия, здесь все проживается, а не выставляется как сцена в театре. Это может быть не самый громкий или не самый выдающийся или значимый детектив, но ты не можешь остановиться, ты вчитываешься в него и получаешь максимум удовольствия.

Например, эта книга. Это как пустяковый сборник приключений Шерлока Холмса. Небольшие рассказы с объяснением как главный герой понял, кто виноват. С одним "но", рассказы не оторваны от людей. Действие не происходит в дорогом особняке. Главные герои не миллионеры, не старинные рода со скелетами в каждом шкафу, не уставшие от жизни молодые актрисы или дети родителей с деньгами на отдыхе, потому что они устали от городской жизни и празднества))) И капитан угрозыска самый обычный человек, он не закрывается в своей комнате и не составляет картотек пепла, он выходит в люди, говорит с ними, учится у них и никогда не останавливается именно в учебе, потому что человек, который определяет убийцу не должен ошибаться, чтобы не оговорить невинного, он должен очень много видеть, понимать и сопоставлять и никогда не отказываться от помощи. В каких-то зарубежных сериалах я не раз видела, как люди закатывают глаза, говоря, что им не нужна лаборатория, они и так все знают. Тут совсем другой подход, тут в первом же рассказе бьют по "я уже знаю, кто убийца", бьют по невнимательности и поспешным выводам: "и так понятно, что кровь человеческая". Тут сразу вплетается наука и ответственность за то, что ты укажешь на человека и заявишь: "Он виновен". Ты должен проверить все, понять и мотивы и возможности, рассмотреть все дорожки какие ведут к преступлению, ничего не упустить, не бросаться в легкое, а доказать честно, что именно это легкое и есть правда, а не просто так удобно чтобы вышло и дальше мучиться не надо.

Рассказы кажутся простыми, нет в них шпионов, маньяков, расчлененки, но в каждом есть жизнь человека, в каждом есть маленький урок человечности, жизни, умения. В каждом есть что-то свое особенное, какой-то рассказ раскрывает простые истины следствия и следов, какие-то потрясают умением автора в нескольких строчках описать красивую женщину и то, какая она дома рядом с мужем. Какие-то рассказы происходят на природе, и чувствует знание автора о ней, его любовь, которая передается тебе. Но все это, ни что, если бы там не было человеческого фактора, природа тем хороша и так проявляется, что дополнительно там проявляется дружба, внимательность, человеческое общение. Это не просто зарисовка природы, чтобы сказать какие шторки красивенькие на окошке, а чтобы стало понятно в какой обстановке происходит разговор, сослать на атмосферу тишины, шепота листвы, пения птиц и понять почему именно так потек разговор, как он зашел. А потом получить подтверждением, что природа помогает оказаться ближе с человеком, когда надо его понять, когда надо научиться доверять, когда уже, наконец, надо снять барьеры с общения и непонимания. Ну и конечно, для каждого случая свое, важна ведь цель, а потом под нее подбираются средства)

Вот и получается, что советский детектив - это рассказ о жизни, это мысли человека, это философия и ты поглощаешь не развлекательную литературу, а а поучительную, живую, внимательную, почти драму.

Сборник... сложно сказать, что это сборник рассказов, ведь тут у нас заявлено с самого начало, что это разговор друзей, где один попросил другого рассказать о своей работе и это скорее как главы с названиями у книги, чем что-то отдельное, хоть каждый рассказ-глава - это законченная полностью история. Так вот, "Капитан идет по следу" - это интересное описание работы уголовного розыска. Тут есть и становление в работе человека, его ошибки и его понимание как исправиться. Тут научные обоснования и как без науки никуда не уйти, хотя бы, потому что преступник тоже не дурак. Тут есть интересный разговор на пожаре о том, как можно по огню и дыму понять, что горит (я такой же разбор помню еще в "Большом пожаре" Владимира Санина , книге специально и под контролем пожарных написанной), и это все подано легко, не лекциями, не формулами, но при этом и с акцентом, что это важно и нельзя забывать матчасть, чтобы этим успешно оперировать. Тут очень красиво описаны люди в работе. Как человек приметил в другом удивительное преображение, не потому что он влюблен, а потому что он умеет смотреть. Как знаете, когда вы восхищаетесь чьей-то фотографической работой и говорите, я так хочу видеть, так вот - это не сложно, надо просто уметь смотреть, не отвергать эту красоту, не пробегать мимо, не считать что что-то лучше другого, а смотреть и наслаждаться. Так и тут человек просто умеет смотреть, ему не надо вспышек и поводов, он и так понимает, что это живое и это его восхищает, просто он еще умеет сопоставлять и сравнивать, ну и нам ведь голова дана не только шапку носить, и мы так можем и если смотреть, то мы многое увидим, а если матчасть прокачаем!)))) мы совсем ого-го станем) Почему? Потому что книга именно это и показывает, берем самого простого парня и от рассказа к рассказу так его прокачивает в знаниях, что в какой-то момент главный герой смотрит на следы и описывает тех кого поймать надо за кражу. Кажется, что фокус, это если всей книги не читать и не знать, как человек учился, а потом он еще и подтверждает, что все это у него, потому что он знания применяет, потому что следы - это определенные параметры человека, а человек - это определенные действия и одно тянет за собой другое, вот и получается, трое украли, большой, средний плечистый и маленький хромой, а идти надо ловить их на станцию.

Читаешь и получаешь удовольствие от простоты и сложности. От людей и их отношений, от мыслей и поступков. Хорошая книжка. Свет от нее идет. Она не для залипания и нервических переживаний, она для подумать, она для обустройства жизни.