Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

15 мая 2022 г. 13:34

7K

3.5 «Трагическая ода сталкингу»

Интересно все-таки раньше люди понимали любовь. Паустовский и вовсе говорил, что «„Гранатовый браслет“ – один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви». Изменились времена. Нынче так «любить» – значит быть маньяком, ненормальным, это страшно, это причиняет боль, в этом стыд и бессильное ощущение собственной вины. Что угодно, но не взаимное счастье. Неужели те, что воспевали (и воспевают поныне) эту историю как любовную, ни разу в своей жизни не встречали любви созидательной, а не разрушительной?

Княгиня Вера в «Гранатовом браслете» – это идеальная, с точки зрения психопата, жертва. Она, во-первых, красива, хорошего воспитания, знатного происхождения, т.е. страсть к ней априори будет романтизироваться (из-за «качества» в глазах других, не только в глазах воздыхателя). Во-вторых, княгиня Вера вежлива и терпелива, а значит, не сможет оказать резкое и жесткое сопротивление. К тому же она совестлива и склонна втайне жалеть человека, который в нее якобы влюблен. Такую замечательную во всех отношениях женщину можно преследовать годами. Она будет стыдиться писем преследователя и прятать их в дальний ящик. Она лишь в самом крайнем случае обратиться за помощью к брату или мужу (т.е. шанс столкновения с ее близкими для преследователя минимален).
картинка ShiDa
Собственно, именно это и произошло с княгиней Верой: ее годами мучает любовными письмами незнакомый человек. Он шлет и шлет их, а она не в силах это прекратить. Стоит ли говорить, что это неприятно? У княгини хороший муж. Письма могут ее скомпрометировать. А если узнают в свете? Она станет объектом сплетен. А если муж не поверит в ее честность (но у Веры муж, к счастью, очень хороший человек, ей повезло)? Когда же неизвестный посылает Вере гранатовый браслет, она понимает, что больше нельзя это терпеть. Она должна рассказать обо всем близким, и пусть те решают, что делать в сложившейся ситуации.

Если кого и жалко в рассказе, так это все семейство Шеиных. Они поступают по-человечески, даже муж держит себя в руках, общаясь с преследователем своей жены. А кого не жалко, так это сталкера (преследователя) Желткова. Кто бы что ни говорил, а сталкинг (как правило, романтическое преследование) – это проблема страшная и стыдная. Понятно, что истинный сталкер не совсем контролирует свое поведение, он болен, но не осознает этого. Свое безумие он считает искренней и глубокой любовью. При этом часто эта «любовь» вырастает из поверхностного увлечения своей же фантазией. Сталкер не видит проблемы в своих поступках, он всего лишь проявляет чувства, но в этом заключается тотальный эгоизм сталкера, он не любит, а хочет обладать неким объектом.

В этом смысле Желтков – это эталонный сталкер (прости, боже). Он всех вокруг убеждает, что безумно любит княгиню Веру и жить без нее не может. Но он же не знает ее! Он ни разу с ней не говорил! Как можно любить, именно любить человека, с которым тебя ничего не связывает? Желтков увлечен либо внешностью Веры, либо ее положением, либо есть иной фетиш, который постоянно держит его в напряжении. Даже полюби его внезапно Вера, это бы не удовлетворило его. Сталкер лишь хочет обладать, но не знает, что потом с желанным объектом делать. Отдайся ему Вера, он бы либо быстро переключился на другой объект, либо отомстил как-то ей (за то, что влюбленность кончилась), либо убил ее заодно с собой. Пока же она не хочет быть его, можно мучить ее; именно процесс преследования и осознание своей власти над объектом (ведь жертва не может остановить это) дает ему необходимую разрядку. Желтков не задумывается, в какое положение ставит свою «возлюбленную». Ему наплевать на ее чувства, на чувства ее близких. Человек без диких тараканов в голове не станет 7-8 лет ходить за не любящей его женщиной, а Желтков еще и выслеживал ее тайно, подбирал и воровал ее вещи, чтобы над ними рыдать и... хм, простите уж мою грубую натуру.

Куприн, конечно, гениален в этом описании болезни. Моя претензия в ином: он намеренно романтизировал это. Куприн с ненормальной навязчивостью объяснял мне, читателю: это НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ! Именно так, капслоком. Ах, пожилой близкий размышляет о НАСТОЯЩЕЙ и сравнивает ее с нормальной человеческой и сетует, что по-настоящему стали меньше любить (ага, меньше, как же). Потом муж Веры проникается болезнью Желткова и начинает почти восхищаться ею. А затем и сама Вера понимает, что «упустила истинную любовь». А она, по мнению Куприна, наверное, должна была полюбить странного мужчину лишь за его пылкие любовные письма. И вот это навязывание «настоящести» убивает все очарование рассказа. История болезни, рассказанная так, превращенная в оду безумию, становится тошнотворной, она вываливает читателя в грязи, при этом приговаривая, что это мед. Останься Куприн бесстрастным, получилось бы замечательно. Но это?..
картинка ShiDa
Женщины и мужчины, которые считают Желткова романтиком, а его любовь настоящей, – уважаемые, вам повезло не быть на месте Веры. Если бы вы побывали на ее месте, вы бы перестали романтизировать «Гранатовый браслет». Любовь не может быть страшной, она не может нести несчастье и уж точно в ней нет эгоизма и желания во что бы то ни стало влезть в душу человека, хоть бы и пришлось для этого повеситься/застрелиться/броситься под поезд. Любовь – сила созидающая, а не разрушительная, и ее достоин каждый, а романтизация насилия и сталкинга мешает нам эту созидательную любовь обрести. Dixi.

Прочитано в рамках личного флешмоба «Стань наконец образованной!» (9/100)

Комментарии


Угу, мне ещё в школе описанное в книге чувство показалось достаточно криповым. Про сталкинг и ко я тогда ещё не знала, но что-то беспокоило очень, и мне совсем не показалось это любовью.


Правильное слово - "крипово", люблю его ;)


Я тоже, ёмкое такое.


Помню, нам в школе давали написать сочинение по Гранатовому браслету, точную формулировку не помню, но суть: Любовь или сумасшествие у Желткова. Было забавно, что я вроде бы единственный в классе написал, что сумасшествие.


а у нас, по-моему, во время обсуждения класс начал очень активно и эмоционально настаивать на сумасшествии Желткова (и выражать сомнения во вменяемости Куприна, раз он такое написал), так что обсуждение пришлось аккуратно сворачивать)))


Слышала, многие учителя лит-ры на обсуждении прям настаивают, что это ЛЮБОВЬ. Всегда было интересно: это их личное мнение или мин.об постарался и поставил такую установку?
P.S. Вас, случаем, на встрече LL в субботу не было?


Не знаю насчет учителей, но в учебнике у меня точно статья была, где автор рассуждал о великой любви.

Был на встрече. Вы тоже? Вроде старался разглядеть знакомые ники, но вас не видел)


Я Вас видела, мне не показалось ;) У Вас ник был нормально приколот, не то что у меня ;) Я была с Angelofmusic на балконе, Вы, нам, кажется, даже что-то мимолетно сказали. Вы милый, оставайтесь таким всегда ;)


Ого, неожиданный комплимент! Спасибо))


Да уж, литература прошлого оставила такое наследие на тему любви, что его можно долго разбирать и проверять на достоверность с точки зрения современных критериев :)
А ты читала на тему любви Эрих Фромм - Искусство любить ?


Неа, Фромм давно в хотелках, но ничего у него не читала. Боюсь, ее осилю.


Я читала Искусство, но мне оно показалось не очень совпадающим с моими внутренними ощущениями. Подруга тогда же прочла и осталась в восторге, сказала, что многое откликалось.
Если ты его боишься с точки зрения философии, то не стоит, там не ничего "заумного," скорее поймаешь или нет общую волну с рассуждениями Фромма.


Да, побаиваюсь заумности ;) Классно, если ее там таки нет. А что тебе не зашло у Фромма, если не секрет?

Гм, сейчас попробую сформулировать. В целом-то я согласна с его подходом, что любовь – это осознанный процесс и деятельность, что уметь любить тоже нужно учиться и что многие "сбегают" в любовь, думая (условно, конечно), что это решит все их проблемы. Ну как в сказках happily ever after, после которого точка.

Но это всё было описано как-то упаднически что ли. Фромм не исследует новые формы любви в современном ему обществе, не полагает, что любовь как-то может трансформироваться, эволюционировать, я не знаю. Он сетует, что человек стал одиноким и оторванным, а его любовь отчуждённой и просто заменой гнетущим чувствам. И что нужно научиться любить без гарантий и со всей полнотой, просто очень сильно веря, что своим чувством породишь любовь взамен.
И вот это мне не очень близко, для меня любовь – это всё же воодушевляющее чувство не смотря на все но. Иначе зачем это всё, собственно :)


Ясно, спасибо. Грустно, если у него любовь такая... отчаянная, что ли. Я попытаюсь как-нибудь его почитать. Мало ли, вдруг мне все же зайдет )

В любом случае попробовать стоит, это очень интересный труд, изложенный несложным языком.
И я вот о чём ещё подумала, пока писала тебе предыдущий комментарий.
Эта книга – отличное чтение в подростковом возрасте, чтобы, отталкиваясь от концепции автора, довольно здравой, сформировать свой взгляд на любовь. Я бы хотела, чтобы мне она попалась в мои 15-16. Фромм убедительно и последовательно опровергает все те ошибочные чувства, которые можно принять за любовь и даёт перспективу смотреть на неё как на нечто разумное, а не экзальтированное наказание/дар свыше. Полагаю, в 50-х это была тем более революционная точка зрения.
Моё несовпадение с книгой, думаю, в том, что ко вводных данным Фромма я пришла сама (не претендую на какую-то мудрость, в моей голове это просто было сумбурным нечто, а не логичным изложением), но я сделала из этого всего немного иные выводы (такие же сумбурные, хех).


Кстати, да, подобные книги нужно давать молодежи. Ну, или хотя бы приводить цитаты из нее, на ее примере рассказывать о чувствах, отношениях и т.п. У нас, к сожалению, нет не только сексуального воспитания в школах, не хватает и этики отношений вообще. Лучше бы на примере того же Фромма объясняли, что такое любовь, а не на истории из Гранатового браслета. А то потом мы удивляемся, почему столько несчастных людей кругом.
P.S. Был у меня знакомый парень ещё не так давно, он мне очень нравился в свое время, но потом я, когда больше о нем узнала, резко остыла к нему. Меня поразило его отношение к любви. Парню, если что, 30 лет. Он мне совершенно серьезно стал доказывать, что любовь (романтическая) - единственное, к чему он хочет стремиться, что ему жизненно необходима своя половинка, а когда он не "целый", жизнь не в радость просто. Я очень удивилась. Когда же я сказала, что у меня в жизни много всего интересного и я не расстроюсь, если никого не встречу и останусь одна, он сказал так, словно я какая-то не такая: "Ну, ты вот просто целая. А у большинства это не так". А я наивно думала, что взрослый человек не может измерять свое отношение к миру только через призму любовных отношений.


Можно и Браслет оставить, но точно сменить подход. Например, использовать как отправную точку для дискуссии о романтизации подобного рода отношений. Она была, есть и будет, но важно уметь выделять такого рода вещи. Нельзя запретить взрослым людям впутываться в нездоровые отношения, но можно заранее дать ключ к пониманию ситуации, red flags и вот это всё. Здравомыслие, что отношения – не уникальная снежинка, у некоторых ситуаций есть название и вполне стандартные клише и т.д. А что со всем этим делать и делать ли – они уже решат самостоятельно.

Ох, это довольно грустно, на самом деле. И вообще весь этот романтический концепт "половинок" довольно токсичный. Мало ли как жизнь сложится, мало ли как поведёт себя эта условная "половинка", если/когда будет встречена. Вот эта как раз та инфантильность, о которой, в том числе, пишет Фромм. Ожидание, что любовь должна заполнить вообще все лакуны, что конечная цель – её встретить, и тогда хэппи-энд и вообще the end. Я очень рада, что в массовой культуре стали понемному отходить от этой концепции диснеевских сказок и говорить и о том, что после, и о том, что может быть вместо.


Меня огогрчает, еще что половинка одна единственная и на всю жизнь ;) И не в том дело, что я циник и все такое. Просто когда ты веришь, что твой партнёр - твоя половинка и это навсегда (о боже), то легко можно забить на отношения, перестать работать с ними, решать проблемы, все откладывать на потом, ведь навсегда же, человек от тебя никуда не денется, он же твой навсегда и прочее. Т.е. любовь воспринимается, может, и как смысл жизни, но без труда. А без труда известно, что будет.


Ого, вот такую точку зрения, сталкиваясь с концептом злосчастных половинок, я не встречала. Я думала, что только встреча – из области судьбоносного :)
"Человек от тебя никуда не денется" звучит для меня скорее пугающе для обеих сторон, чем мило, хах.


Ага, меня вот тоже пугает ;)


Отличная рецензия!
Полностью согласна с тем, что это была совсем не любовь.



Сталкер не видит проблемы в своих поступках, он всего лишь проявляет чувства, но в этом заключается тотальный эгоизм сталкера, он не любит, а хочет обладать неким объектом.

Я бы даже сказала, что здесь имеет место не только эгоизм героя, но у него ещё и прослеживаются явные признаки скрытого нарциссизма.

Если же обратиться к упоминаемому в комментариях «Искусству любить» Эриха Фромма, то можно сказать, что любовь героя рассказа чем-то похожа, в частности, на одну из форм иррациональной, невротической псевдолюбви, а именно – так называемая "любовь сентиментальная":

«Ещё одна форма псевдолюбви – "любовь", которую можно назвать "сентиментальной". Её сущность состоит в том, что переживание любви происходит только в мечтах, а не в повседневных взаимоотношениях с реальным человеком… Для многих это… единственная возможность ощутить любовь… Пока любовь остаётся фантазией, они могут её переживать; но как только она спускается до действительных взаимоотношений между реальными людьми, они "замерзают"...
Эта идеализированная и отчуждённая форма любви служит наркотиком, облегчающим страдания действительности, одиночество и отчуждённость индивида»
(Э.Фромм «Искусство любить»).

Кроме того, поведение Желткова напоминает и слепой фанатизм, в основе которого, кстати, лежит всё тот же нарциссизм. Но фанаты, следующие повсюду за своими кумирами и живущие исключительно их жизнью, - это что-то из ряда вон выходящее, явно нездоровый перебор какой-то и идолопоклонничество. И Желтков, как и любой фанатик, превращает своего кумира (Веру) в идола. А полное подчинение этому идолу наполняет его жизнь страстью и придаёт ей значение. Поэтому в чувстве Желткова много черт и так называемой "любви идолопоклоннической". Разница лишь в том, что герои даже и знакомы друг с другом не были.

«Одна из форм псевдолюбви, довольно распространенная и часто воспринимаемая (и еще чаще описываемая в кинокартинах и романах) как «великая любовь», - любовь идолопоклонническая. Если человек не достиг того уровня, когда он осознает себя, свою индивидуальность, коренящуюся в плодотворном развитии собственных сил, то он склонен «боготворить» любимого, делать из него кумира. Он отчуждается от своих собственных сил и направляет их на любимого человека, которому он поклоняется как наивысшему благу, как носителю всяческой любви, всяческого света, всяческого блаженства. Тем самым он лишает себя ощущения своей силы, теряет себя в своем любимом, вместо того, чтобы обрести себя. Поскольку обычно никто не может в течение долгого времени удовлетворять ожиданиям того, кто ему поклоняется, рано или поздно наступает разочарование – и чтобы утешиться, человек ищет себе нового идола, и так порой до бесконечности. Для такой идолопоклоннической любви особенно характерно бурное и стремительное начало любовного переживания. Идолопоклонническую любовь часто изображают как настоящую, сильную любовь; но «сила» и «глубина» такой любви свидетельствует лишь об эмоциональном голоде и отчаянии идолопоклонника» (Э.Фромм «Искусство любить»).


Отличное пояснение, спасибо. Цитаты из Фромма замечательные. Интересно, читал ли Фромм рассказ Куприна?

Мы, конечно, точно не можем знать, читал ли Фромм Куприна. Во всяком случае, в его книгах я вроде бы не встречала упоминаний этого русского писателя. Хотя Фромм в своих работах для примеров и анализа периодически обращается к литературным произведениям и их героям. Это – Достоевский, Кафка, Гёте, Ибсен, Софокл, Оруэлл, Замятин, Хаксли и многие другие.


Интересная рецензия! Спасибо.

Заметила такую закономерность - такая "сталкинговская" любовь походу характерна тому времени, как единственная "настоящая" и "полная страсти". Или у меня развивается паранойя. Читаю "Обрыв" Гончарова - полный сталкинг и скрытый нарциссизм у двоих из трех перспективных женихов. Читаю "Призрака оперы" - один полный психопат - нарцисс со всеми вытекающими, второй - вроде бы как адекватный, но ревность прет, сталкингом чуть-чуть пахнет и вместо человека видит Идеал. В повестях Островского тоже не все в порядке на этом фронте, сталкинга нет очень явного, но есть отношение к друг другу как к объектам... И даже в единственном счастливом браке, он выходит замуж не за женщину, а за "глину, из которой можно вылепить, что хочешь".

Видно времена такие были и "идеал" любви был страстью. В английской литературе, кстати, такого романтизма поменьше попадалось, но там свои проблемы тоже.


Интересное замечание ) Хотя, вроде, у Тургенева такого не было. У Толстого Вронский недолгое время преследовал Каренину, но у Толстого идеал любви - это Левин и Китти, или Наташа и Безухов, нормальные отношения без сталкинга и абьюза, хоть и со своими косяками, как у живых людей. У Достоевского сталкинг и абьюз - это прям болезнь, как у Рогожина, но у ФМ есть Раскольников и Соня - никто не абьюзит, наоборот, морально друг друга вытаскивают. Мне кажется, много зависит от личности автора и его внутренних убеждений, а не от времени. Ведь и в наше время кто-то романтизирует сталкинг и абьюз, и на самиздате у этого толпы поклонников.


Думаю, тут 50-50, нравы и личность. Потому что раньше даже таких понятий как "сталкинг" или абьюз не было, поэтому под любовью каждый воспринимал что себе горазд и что "чувствуется" больше/лучше. А поскольку общество позволяло или даже поощряло токсичные отношения, то и в литературе таких примеров будет много. Личность автора играет роль, но если сейчас это больше "фетиш"/отклонение и есть альтернатива, тогда это было частью жизни.

С другой стороны, Толстой - вроде бы описал нормальный идеал отношений (относительно), а в жизни все знают, что и как было... Там многим "романтикам" ух как до него расти.

PS если минус от меня прилетел - простите, пожалуйста. Я вроде бы плюсик нажала в имейле, а смотрю тут =.


Какая прекрасная рецензия, подписываюсь под каждым её словом!
В школе нам давали задание написать сочинение о том, как Куприн раскрыл тему истинной любви. Написать то я написала, но неискренне. Сейчас жалею об этом, думаю, может, стоило высказать свою точку зрения, а не ту, что навязывает школьная программа?


Какая же шиза, а не рецензия. И она ещё в топе же как то оказалась.