Больше рецензий

10 мая 2022 г. 21:10

148

5 Секс, ложь и всемирное безумие

Данную книгу не просто следует рекомендовать к прочтения. Рекомендация в основном носит условный, чисто теоретический характер. В отношении же к данному творению можно сказать, что любой мыслящий человек, или хотя бы косвенно интересующийся проблемами культуры и жизни, должен ознакомиться в качестве обязательной практики.

Вряд ли стоит вдаваться в подробности относительно личности и влияния Фрейда на историю развития нашей цивилизации, оно огромно и всеобъемлюще. Фактически, то социальной и ментальное поле, в котором мы сейчас существуем так или иначе сформировано под его началом. Его теория явилась как молния, навсегда расколовшая небесную твердь. То, что теоретически подготовил Ницше, Фрейд сумел воплотить в жизнь, распространив новый взгляд на существо человека во все возможные сферы.

Идеологической трансформации подвергся образ жизни людей, мышление, культура, медицина. Даже практически любой фильм, который выходит сегодня, может быть концептуально разложен на психоаналитические элементы, ведь хороший сценарий так или иначе следует букве канонов любого психического заболевания, иначе не будет никакой эмпатии со зрителем. Сегодня психоанализ живет и здравствует, хоть и претерпел некоторые изменения ввиду смены социальной формации. Если раньше мы жили в индустриальную эпоху, то сейчас пребываем в новой цифровой эре. Естественно, поменялись формы общения и коммуникации. Эдипов комплекс развивается иными путями, ведь сто процентов подростков видят сексуальные отношения во всем их обескураживающем проявлении благодаря сети интернет, а не случайно подглядывая за интимной близостью родителей. Соответственно, поменялся процесс формирования психического аппарата, ушли одни неврозы, но на их месте появились новые.

Однако, сейчас работы у психоаналитиков непочатый край. Вот лишь одни из немногих глобальных проблем, которые ведут к деградации всего цивилизованного человечества - утрата рационального мышления, атрофия сознания, занятого поглощением бесконечного контента, смерть эмпатии и возможности услышать и прочувствовать другого человека, обрыв всех эмоциональных связей между членами семьи, потребление как основной сдерживающий людей вместе фактор и так далее. На этом фоне особенно важно вернуться к психоаналитическим истокам, вспомнить открытые венским гением формулы нашей психики и попытаться заново переосмыслить их в отношении к современности. Сейчас, при полном отсутствии культурного базиса, какой-то внятной идеологической установки, способной по примеру коммунизма растворить проблемы личности в общности социума, особенно важным становится влияние и инструмент психоанализа. Ну, а так как капиталистическому механизму невыгодно иметь все понимающих и психически здоровых представителей человечества "в массе", то просто гражданину только и остается, что заниматься самоанализом и доходить до всего самому.

Нельзя сказать, что в книге собраны все наиболее значимые сочинения Фрейда. Напротив, введение в психоанализ опубликовано фрагментарно, а остальные произведения относятся в малой форме. Однако компиляция которой подверглась книга очень удачна. Здесь оказываются освещены не только все основные Фрейдовские концепты, но и, по-возможности, широко охвачено его философское мировоззрение. Для начинающих изучение данной области именно данная книга может быть рекомендована как лучшая. В ней рассмотрены три сферы жизнедеятельности, который репрезентируют сущность психоаналитического подхода во всей полноте и, более того, оставляют пространство для дальнейшего собственно размышления, а именно - личность, масса и культура.

Что касается первой, то коротко, следует еще раз проговорить значимость Фрейдовского открытия. Введение и признание его учение явилось поворотным историческим пунктом во всей истории. Кардинальное изменение претерпел концепт человека. То, что в развитии западной цивилизации было начато Шопенгауэром, продолжено Ницше, было блистательно завершено Фрейдом. Господство так называемой сознательной установки наконец оказалось сломлено. В бытие человека была возвращена его таинственность, в некотором роде сакральность и божественность. Отныне это был уже не чистый дух, озаренный светом логики и знания, а темное нечто, чьи страсти и скрытые инстинкты требовали тщательной дешифровки. Фактически, человеку была отведена роль своеобразного механизма, игрушки, которая должна была с одной стороны удовлетворять чаяния стихийной природы, а с другой согласовывать свои действия с репрессивным влиянием общественных запретов. Мысли, высказанные в книге, до сих пор могут шокировать большую часть читающей публики, однако нет смысла отрицать очевидные - психобиологическая сторона нашего естества живет по определенным законам, которые мы обязаны так или иначе знать и им подчиняться. Сам процесс психоанализа является мощнейшим инструментом в руках человечества, способного взять все в свои руки и совершиться качественный скачок к новой форме бытия. И тут мы подходим ко второй, освещенной в книге, области творчества Фрейда - существования масс.

Стоит отметить, что социология не получила еще в те времена того признания, которого добилась позднее, после выхода на сцену трудов Леви-Стросса, структуралистов или блистательного Элиаса Канетти, который ближе всего подошел к пониманию и описанию современных процессов. В свое время, Фрейд только наметил, но не учел одной важной детали - в ближайшем обозримом будущем масса станет тотальной, доминирующей силой, которая, подобно цунами сметет со своего пути любые социальные, политические или экономические институты. Уже сейчас мы видим, что в условиях капиталистического производства именно масса диктует любые законы - гедонистическая машина работает на нее безостановочно, творя все новые и новые формы удовольствий, которые, до поры, сдерживают ее скрытое желание - страсть к абсолютному разрушению. Создание новой, чисто утилитарно-психоаналитической этики, конечно, являлось красивой идеей построения светлого будущего, однако, реальность распорядилась иначе - сейчас уже трудно, практически невозможно централизованно формировать массовую идеологию, для этого в первую очередь нужна отличная от капитализма экономическая формация, а она, как известно, на нашей планете почти отсутствует.

Наконец, третья сфера произведения затрагивает вопросы искусства и культуры. Если по умолчанию принять новую этику и новую идеологическую установку по отношению к человеку, то естественно будет также заняться интерпретацией искусства сквозь призму психоанализа. Этим и занимается Фрейд, тщетно стараясь редуцировать стиль художников и вообще творцов любой направленности к их скрытым комплексам и вытесненным желаниям. Естественно, в большинстве своем, так или иначе они будут носить сексуальный характер и во многом будут чисто условными, теоретическими выкладками, не претендующими на абсолютную достоверность. Насколько можно судить, в отличие от остальных областей своей деятельности, попытка Фрейда создать новую этику потерпела крах. Потомки не восприняли его идею дешифровки творческого стиля творца через психоаналитическое сито. Несмотря на тот факт, что его этюд о жизни Леонардо да Винчи или Микеланджело стал легендарным, покров таинственности вокруг акта творения никто скинуть пока не решился.

Резюмируя, стоит отметить блистательную редакцию издательства "Попурри", которое по сути создало полноценный учебник по введению в психоанализ и его основные термины. Сегодня литература подобного рода нуждается в неустанном, упорном изучении всеми сознательными людьми. Психическая бездна, в которую мы проваливаемся, ширится все быстрее и психоанализ - одна из тех спасительных соломинок, за которую мы еще можем ухватиться. Пока можем.

Комментарии


Отличный отзыв!