Больше рецензий

lana_km

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 мая 2022 г. 20:38

394

5 Наивная, но такая прекрасная классика

Как большой поклоннице Иоганна Вольфганга фон Гёте мне бывает обидно, что помнят этого великого человека только из-за "Фауста". Кто-то ещё назовёт страдания юного Вертера", а остальных произведений, как правило, и не знают.

В своё время очень сильное впечатление на меня произвела дилогия о Вильгельме Мейстере. Пронизанная романтикой, шестнадцатилетнюю девчонку она потрясла. И вот перечитываю спустя ... дцать лет. И да, мне до сих пор очень нравится.

Итак, первая книга - " Годы учения Вильгельма Мейстера".
Что же она из себя представляет?

1. Ein Bildungsroman (роман воспитания), рассказывающий о становлении и поиске смысла жизни молодым человеком. Сын богатого торговца, он не хочет идти по стопам отца. Его влечёт искусство, театр. В не меньшей степени это связано с его первой серьёзной любовью - актрисой Марианной.
У писателей того времени счастье героев и их жизненная цель состоит в достижении богатства и наилучшем устройстве человека в обществе. У Гёте - главное не внешнее, а внутренне развитие и формирование гармоничной личности.

2. Ein Buch über die Wahlfreiheit (книга о свободе выбора) и о готовности следовать за своей мечтой несмотря ни на что. И что немаловажно при разочаровании в выбранном пути не опустить руки, а попытаться отыскать новый смысл жизни. В конце 18 века следовать своим желаниям было трудно. Молодые люди, жёстко загнанные в социальные рамки, выбора как такового не имели и во взрослой жизни шли по стопам родителей. Вильгельм не боится искать свой собственный путь, отличный от его социального положения и мнения других людей.

3. Ein Buch über den Weg (книга о пути). Путь в буквальном и переносном смысле тесно связан с воспитанием. Люди, которых встречает путешествующий с бродячим театром Вильгельм влияют на его личность. Он смотрит в них, как на отражение мира, и незаметно для себя меняется, познавая жизнь во всём её многообразии. Точно также влияют на него и артисты театра. Что в сущности символизирует этот путь? Жизнь человека, в которой он беспрерывно учится на примерах других людей.

4. Ein Buch über das Theater (книга о театре).
Театра здесь много, начиная со взаимоотношений артистов, заканчивая описаниями репетиций и спектаклей. Именно театр манил юного Вильгельма, казался тому лучше и насыщенней реального мира. Он мнил себя великим актёром, но как выяснилось умел играть лишь самого себя.

5. Das Begin der Romantik (начало эпохи романтизма).
Нет, Гёте вовсе не романтик. Скорее реалист, холодный и рассудительный, предпочитавший государственную службу и занятия наукой в ущерб искусству. Финал книги ещё раз убеждает в этом, разочаровывая романтично настроенных особ. Но налёт романтизма тем не менее пронизывает роман. То же настроение и у стихотворений, помещённых в текст. В романе нет сюжета как такового. Просто молодой человек с душевной раной от разрушенной любви сбегает из дома с театром, преодолевает различные трудности, формируется как личность и наконец находит себя.
Именно "Мейстеру" начнут подражать писатели-романтики, недовольные неромантическим финалом, но всё же...

6. Ein Abenteuerroman (приключенческий роман).
И этому нашлось место. Тайны, интриги, нападения разбойников и тайное общество.

7. Eine Seifenoper (мыльная опера).
Во времена Гёте не существовало подобного определения, но в финале ему удалось к ней приблизиться: все герои оказываются связаны друг с другом, удивительным образом находятся потерянные родственники, обретают счастье влюблённые, сходятся в одной точке все сюжетные линии, что немного портит впечатление.

И вот я думаю, а насколько современен этот роман? Нет, не современен. Читать его нужно с оглядкой на реалии того времени и безоговорочно принимать некую наивность героев.

"Годы учения Вильгельма Мейстера" всё же событие в мире литературы, оказавшее огромное влияние не только на немецких писателей. Был в восторге Достоевский, списавший с девочки- бродяжки Миньоны свою Неточку Незванову. И в "Братьях Карамазовых" есть что-то от Гёте.

Зачем же читать "Вильгельма Мейстера" нам, людям двадцать первого века?
Как говорил сам Гёте устами своего героя: "Man sollte alle Tage wenigstens ein kleines Lied hören, ein gutes Gedicht lesen, ein treffliches Gemälde sehen und, wenn es möglich zu machen wäre, einige vernünftige Worte sprechen."
(Нужно каждый день слушать по крайней мере одну маленькую песню, читать одно хорошее стихотворение, посмотреть на одну прекрасную картину и, если получится, послушать мудрое изречение).
В романе есть хорошие стихотворения, на которые написаны прекрасные песни. Картину поможет нарисовать воображение, а мудрых изречений здесь достаточно. Думаю, всё это стоит того, чтобы хотя бы заглянуть под обложку романа.