Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

4 июля 2013 г. 15:04

166

4

Оптимальной характеристикой для этой книги будет "небесполезная". Высоких и глобальных целей перед собой она не ставит, несмотря на личность автора, директора Лондонского музея дизайна. Это понятный читателю любого уровня, выполненный в формате покетбука усечённый глоссарий по миру новаторских дизайнерских находок, благодаря которым многие вещи прошлого изменили своё лицо, приобрели новые качества, и это оказало существенное влияние на человеческий мир.

Дизайн - сфера, где всё и раньше было непросто, а сейчас стало вообще сложно. Поиск новых решений, форм-факторов, осмыслений предметов окружающего мира в наше время переизбытка всего и вся доведён до уровня полного информационного хаоса, где объекты дизайна уже трудно отделить от понятия "искусство" (равно как и наоборот), а само влияние на человека из облагораживающего магического действа проявляется вплоть до сектантства-идолопоклонничества отдельных хомосапиенсов продукции компании Apple.

В книге о глубоком, серьезном и антропологическом, в общем-то, речи не идёт. Зато рассказаны истории некоторых объектов материального мира, повлиявших на массовое сознание. Лишь некоторые среди них: форма калькулятора и форма айфона, оформление пачки Lucky Strike, дорожных вывесок на американских шоссе; настольные лампы Anglepoise, пистолет Вальтер ППК, форма телефонного аппарата, очки Ray Ban, мебель Чиппендейла и шведской IKEA, камуфляжных покрытий одежды военнослужащих разных стран, красно-синий стул Ритвельда. И так далее, и тому подобное. Через этот наглядный (иллюстрации прилагаются) язык вещей Деян Суджич пытается показать те брошенные в воду камни, волны от которых мы сейчас хлебаем (вынуждены хлебать!) время от времени.

Выводов в книге, по большому счёту, тоже нет - отданы в самостоятельную работу для каждого; один увидит воду, а другой звёзды. С другой стороны, вся книга - ещё одна попытка вложить в мозги понимание, что раньше было меньше, да лучше, а сейчас шариков у нас много, и они как-то не радуют. Потому что потому что.