Больше рецензий

2 июля 2013 г. 16:15

665

Максим Кантор, в своей книге « Красный свет» подобно Вергилию, водит читателя по кругам Ада истории.
Подробно, повторяя мысли героев книги, описывая и повторяя картины страшных периодов истории - а когда они были не страшными? - автор заставляет читателя внимательно посмотреть и подумать о том мире, в котором жили его предки, живёт сейчас читатель, и, главное - о будущем, которое всех нас ожидает.

И это трудно, потому, что память о событиях истории живёт в умах одного поколения, писал Гюстав Ле Бон – свидетель французской революции 1948 года.

Автор приводит многочисленные примеры прошлой истории цивилизации, сравнивая периоды побед гвельфов (революционеров), которых уничтожают гибеллины (государственники), создавая империи. Показывает читателю страдания многочисленных ( тысяч, миллионов) жертв этих побед и поражений так называемого прогресса цивилизации.

Но, прежде всего, его беспокоит будущее России - страны, в которой он вырос. Страны, история которой отличается от истории Европейских стран, может быть, прав П.Я.Чаадаев « по причине географического положения страны», может быть потому, что подлинной истории России до сих пор никто не знает…

Писатель не боится быть патриотом, потому, что это не модно, наконец
« не интеллигентно», и в то же время отдает большую часть книги роли интеллигенции в России дореволюционной (до 17 года) и нынешней, которая стала сервильной по отношению к власти. Но можно вспомнить народников с их антисервильной позицией по отношению к власти, и к чему привело их «служение народу». И почему слово интеллигент родилось в России?

Власть, в его представлении преступна, жадна и агрессивна, и уж совершенно не демократична, если буквально принимать этот термин.

Почему же исторический прогресс так жесток? И чем « прогрессивнее»
цивилизация, тем более жестоки войны и революции, тем больше жертв они требуют?

Известно, что внутривидовая агрессия не миф. Об этом феномене
подробно написал в своей книге - Агрессия так называемое « зло»
Конрад Лоренц - известный этолог, кстати, врач, участник 2-й мировой войны, бывший некоторое время в русском плену: « Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьёзной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития»*

В конце книги автор словами одного из героев - Соломона Рихтера
выражает собственную надежду на возможность « быть равным другому... и хотеть видеть перед собой красный свет».
А читателя ставит перед трудным выбором: – следует заметить что «качество человека определяется тем, какой выбор он делает в трудной ситуации. И больше ничем. Всё остальное – декорация» пишет Г.Ш. Чхартишвили в своей « Аристономии».
Ждать, или готовить красный свет (революции), или ничего не делать вообще - « как - нибудь образуется».
В другой своей, не менее интересной книге, « Совок и веник» Кантор замечательно описывает английский патриотизм, словами собрата – художника Мэла Паттерсона, который в случае войны или революции собирается « взять побольше еды и спрятаться в бункере». Паттерсон, как любой обыватель, надеется спрятаться от Ада истории.
Но так не бывает!
Замечательно предисловие Алексея Татаринова к « Красному свету» -
«читая Кантора, понимаешь: несуразно большие торговые площади хорошо подходят для казарм, где гвельфы или гибеллины могут начать перевоспитание человека, решившего беззаботно танцевать до смертного часа. Слишком много ангаров мы построили для казарм будущих лет».

Они правы - Автор и Татаринов - впереди Красный, Зелёный, Серый, а по- моему, Чёрный свет. Там, где у власти серые, следом обязательно приходят чёрные.
(братья Стругацкие – «Трудно быть Богом»)

Похоже, история имеет свои закономерности.
Почему же Максима Кантора так интересует история? Ведь он художник, оперирует цветами времени. Он живёт в Европе, и у него есть возможность сравнения « ихнего» и нашего капитализма». Кантор повторяет судьбу и образ мыслей своих предшественников – русских эмигрантов, уехавших от барачного социализма в « свободный мир». Почти все они, начиная с Герцена стали славянофилами.

В борьбе гвельфов и гибеллинов чаще гибнут случайные люди: женщины и дети, причем в большем количестве, чем революционеры или солдаты.
Ведь у них нет оружия.

* Агрессия так называемое « зло». Конрад Лоренц изд. Амфора 2001 г.стр.223