Больше рецензий

RonaldAmettel

Эксперт

со своей колокольни

2 мая 2022 г. 11:10

1K

2

Слушала в аудиоверсии на скорости х2, потому что уже с первых глав я поняла: долго я эту звенящую пошлость не вынесу чисто физически.

Наверное, это не лучшее знакомство с автором. Да даже читая записки от первого лица, ты осознаешь, что это было написано низкосортным графоманом без вкуса, каким и представляется Гумберт Гумберт. Другое дело, почему я должен это читать и терпеть? Читая те же Цветы для Элдернона ты тоже сталкиваешься со стилем рассказчика, но там это интересно подано, неуклюжего героя ждёт развитие. Гумберт Гумберт же мало того, что не интересен,  так ещё и не меняется на протяжении книги, кажется каким-то обиженкой на мир, который оправдывает себя тем, что винит других. Он, в его записях, красавец,  остальные - уроды, мешаюшее его д'артаньянским планам.

Я осознаю, что тут показаны ужасные последствия неудачных первых отношений, где, в самом деле, виноваты родители. Если бы не их гиперопека, ничего бы не случилось. Хотя, опять же, зная, какой ненадежный рассказчик тут перед нами, вот не факт, что все так и произошло. Возможно, опять же, обижка винит всех, кроме себя.

Читается скорее на "отвяжись". Не лучшее знакомство с творчеством Набокова из-за стиля, все ещё не понимаю, почему это произведение гениальная классика, но такой вопрос у меня ко многим произведениям двадцатого века.

Комментарии


Я тоже охарактеризовал это как "звенящую пошлость"


Вот да. Многих возмущает, что книга про педофила, а меня слог бесил: слишком аляповатый, смрадный, но при этом приторный, с красивостями ради красивостей, остроумием ради остроумия. Тяжко дышать было. Нет, многие тропы удачные, но когда их так много, когда они наслаиваются один на другой -- повествование обесценивается. Кричаще. Неизящно. Душно. Автор, пусть даже под личиной рассказчика, упивается своим мастерством, слишком упивается, и, как следствие, выходит то, что выходит. Это не клиповое сознание во мне говорит. Гюго тоже к "словесным кружевам" тяготеет, и, тем не менее, пишет куда бодрее, утончённее. Читая "Отверженных", ты не захлёбываешься в лексических хитросплетениях. Или Диккенс с По: любят поюморить, но юморят ловко и уверенно, там, где это уместно, от их ёрничанья в глазах не рябит. Или Вальтер Скотт, Толстой, Достоевский. Изъясняются длиннющими предложениями, но тексты читаются легко -- не вязнешь и сахар на зубах не скрипит.