Больше рецензий

30 апреля 2022 г. 23:54

254

4.5 Полюбить так Арлекина, а с Пьеро - семья и быт!

Агата Кристи проявила себя на страницах этого сборника, с одной стороны, как романтик, а с другой, как мистик. Это непривычные для неё амплуа, но стиль повествования и обращение к детективному жанру выдают всю ту же Кристи.

Лично я мысленно на месте мистера Саттерсвейта представляла себе эдакого галантного Дэвида Сушэ, а в роли мистера Кина почему-то Бенедикта Камбербэтча. Моими любимыми рассказами стали "Птица с поломанным крылом" и "Мёртвый Арлекин". "Край света" понравился выведенными образами и фоном (такое нужно смотреть на сцене: гастрономическая сценка, атмосферные горы, снег и т. д.). Вот "Лицо Елены" и "Человек из моря" показались чересчур предсказуемыми, а герои утрированными и неестественными...

Кристи всегда удавалась окружающая обстановка. Некая выхваченная деталь привораживала внимание (китайская ширма в финальном рассказе - это уже не просто ширма, в ней проявляется магия, когда её описывает леди Агата). Обращение к искусству присутствует практически в каждой новелле.

Арлекин - проводник для влюблённых, и всё же не всем людях годится любовь земная, рациональная. Кому-то счастье подходит на земле, а кому-то нужно покинуть земные пределы, чтобы остаться счастливым. Как говорилось в трактате "Ars Moriendi" ("Искусство умирать"), главное - это финальные минуты перед окончанием земной жизни. Они могут отменить всю предыдущую либо грешную, либо праведную жизнь.

спойлер
Мабелль, девушка-птица, умирает в счастливом неведении влюблённой, ведь она не знает, что её возлюбленный решил порвать с ней и помолвлен с другой. Видимо, поэтому в "Поломанном крыле" нет рациональной причины убийства. Это сумасшедший, решивший развлечься. Ведь материальная причина отвлечёт от главной идеи: если человек умирает счастливым, то это во благо. Сюда же можно отнести и русскую балерину Анну Харзанову из "Тропы Арлекина"
свернуть

Разумеется, эта идея несколько отходит от традиционной мысли Агаты, что убийство - это абсолютное зло. Вернее, если разобраться точно, не противоречит ей. Что касается убийцы - он зло безусловное. Но что касается жертвы - зависит от её жизни, характера, судьбы, ей смерть может помочь избавиться от несчастной жизни и обрести покой. Вот такое "неуравнивание" и "разрыв зависимости" жертвы от своего убийцы - редко присущи детективному жанру. Именно поэтому во вроде бы классическом детективе появляется возможность поднять тему ЖИЗНИ-СМЕРТИ в традиционном, не развлекательном, ключе.

Поднимается в сборнике ещё много других тем: почему важно доверие, если любишь, при этом почему особенно важна вера на слово, которая проверяется такой серьёзной вещью как убийство. Особая для Кристи тема правосудия вновь затрагивается в рассказах "Небесное знамение" и "Край света". Судьба невинных (не осуждённых, но живущих под вечным подозрением) также не обойдена стороной. Подробно раскрытая в романе "Горе невинным"

, здесь она обретает новый смысл в "Колокольчиках и всякой всячине", а также в "Появлении мистера Кина".

Присутствует и тема любви рациональной, скажем, почему девушка выбирает простого хорошего парня, а не гения? Или мужчина бросает настоящую русалку и нимфу ради простой разумной и не блещущей талантами девчушки? Простой парень + простая девушка, не особо умные, но и не глупые, не жадные, обычные... Тягу к такой любви Кристи считает нормальной для человеческой природы, а вот любовь с очарованием, иррациональную, полную страсти, отвлечённую от быта, когда, скажем, ты романтик настолько, что жертвуешь необходимым, чтобы обрести красивую китайскую ширму, - такая любовь годится не для всех.

Интересно, что именно Кристи увидела трагедию уникальных людей, творческих, оригинальных. Их любовь может существовать только вне стандартов, вне правил, вне "тяжёлой добротной английской мебели". Русская балерина Анна - это та же "птица с поломанным крылом", ищущая любви в человеке, давно привыкшем к уюту и комфорту. Казалось бы, в таких очаровательных созданий либо гениев влюбляются мгновенно в ущерб ничем не примечательным простым личностям (излюбленная тема многих писателей) - да, но потом вновь обращают свой взор на земных, во плоти и крови (а это видит именно Кристи!). Простым девушкам и парням нечего бояться соперничества. Они победят прелестную дымку "чаровниц и гениев" своей приземлённостью, основательностью, как дом из сурового кирпича побеждает воздушные замки.

Да и сам мистер Саттерсвейт (как и Пуаро) привык к уюту, не испытал в своей жизни страстной и настоящей любви. Возможно, это и не плохо. Но сам он может быть лишь наблюдателем в чужих драмах. И здесь начинается философия: что лучше - быть гением сыска, великолепным психологом, знатоком людских душ либо самому хоть раз испытать "жизненный огонь", стать участником драмы под названием "Жизнь"? С одной стороны, кажется однозначным второе, но ведь только первые люди в состоянии сохранить равновесие на Земле, отстоять справедливость, найти общий язык и примирить "пылкие сердца" и остудить горячие головы. Да и потом: им явно хватает мозгов не поддаваться на провокации и мыслить трезво, когда водоворот жизненных событий подхватывает чересчур эмоциональных участников...

Жаль, рассказы так быстро кончились. Мне было мало)