Больше рецензий

18 апреля 2022 г. 17:33

544

3.5 "Возможно, когда мы понимаем, что хотим иметь всё, это потому что мы остро чувствуем, что скоро мы не захотим иметь ничего."

Это довольно интересная книга. Считаю, что ее стоит прочесть. По ходу действия эмоции менялись весьма сильно. Сначала я отнесся к книге с сомнением. Потом меня буквально подхватил живой и очень своеобразный язык Плат, который самым незначительным и неинтересным мне событиям придает поразительную глубину, высвечивает их неожиданными яркими красками. Язык притягивает к сюжету, к героине, к ее переживаниям. Броски от настоящего к прошлому, от повседневной конкретики к концентрированным емким образам постоянно поддерживают качели, полет вперед. При этом от абзаца к абзацу останавливаешься на новых открытиях, находках, приемах.

Если раньше, когда мне казалось, что в прозе я вижу почерк «поэта», такие вкрапления, скорее, давали минус, то здесь вторжение поэзии в прозу удалось как никак лучше. Вот только проблема в том, что к последней трети книги динамика стала пропадать. Все начало блекнуть, замыкаться в самом себе. Становилось скучновато.

И это особенно удивительно, потому что в начале мы видим всего на всего мало чем примечательные похождения молодой оригинальной девушки в Нью-Йорке, а потом как раз разыгрывается в полную мощь трагедия жизни под стеклянным колпаком. Лечение, психбольница, депрессия, шоковая терапия, надежды, мелкие и большие желания… Казалось бы как раз к развязке, в описании самых темных моментов и того, как Эстер все-таки вырвалась из-под стеклянного колпака, будет самое главное. Но нет, не для меня. Ни в большой личной трагедии мазками, ни в гамме расстроенных чувств мелкой вязью прорыва нет. А поэтому первый запал потихоньку выдувается из шарика. Препятствием – жуткие декорации, но им не остановить поток.

Наверное, именно язык и стиль здесь также сыграли свою главную роль. Кажется, что сначала было слишком много сокровищ, но на весь путь их не хватило. Это сложно объяснить, учитывая, что вся история была не просто близка Плат – это, по сути, ее реальная история. Может, не хватило сил, может, я что-то не понял. А может Плат слишком увлеклась своей извечной темой самоубийства. И еще, скорее всего, те самые яркие детали, которые заставляют текст Плат кричать, расплескивать, возбуждать и смотреть во все глаза, просто в действительности размылись и ушли в марь, которая царила под реальным стеклянным колпаком, в котором была писательница.

Как бы то ни было, представлена очень глубокая, очень личная история. Разочарованной неопытной девушки, ранимой и сильной, неприспособленной и мечтательной, инфантильной и очень взрослой местами. Девушки, в которой умещались довольно глупые клише и чувства, мысли, поступки, причуды, далеко выходящие за любую обыденность. Перед нами человек, живой, нервный, ищущий, маниакальный, эгоистичный, одаренный. Мы видим инстинктивное несогласие и протест настолько разрушительный и своевольный, что он уже не оглядывается ни на что. И тут это особый гимн молодости и силы, которую она дает. Силы представлять себе полутона, но отвергать их. Быть непосредственным или до карикатуры фальшивым. Но быть собой искренне, или хотя бы собственным представлением о себе.

Дальше жизнь все больше тяготеет к компромиссу. И здесь в конце книги Эстер также пришла к нему. Через электрошок и почти получившиеся самоубийство. Но компромисс оказался фальшивкой. Тем, чем он и бывает на самом деле чаще всего. Реальная Сильвия Плат не смогла нащупать настоящий компромисс и не захотела жить с фальшивым. Чуть больше, чем через 10 лет, уже после замужества, имея двух детей, Сильвия душит себя газом в холодной промозглой квартире в Англии. В этом предложении можно заменить Сильвию на Эстер, если кому-то интересно пофантазировать, как же сложилась дальше ее судьба.