Больше рецензий

17 апреля 2022 г. 20:08

493

4

«Чтобы дать делу кодовое название, нужно найти нечто характерное, какой-то общий внешний признак: время суток, криминальную деталь, предмет обстановки.
Нашли – ландшафт.
Объединенное дело назвали так: «Лесополоса»».

Фамилия Чикатило стала нарицательной фактически сразу, как и имя Джека Потрошителя. Я уже росла в мире, где чикатилами называли жестоких убийц и извращенных насильников, чему, конечно, немало способствовал документальный сериал конца 90-х «Криминальная Россия», несший в массы инфу об известных преступниках своего времени (сейчас у олдов музыка в голове должна заиграть тревожная, из заставки). Причем, в отличие от Потрошителя, который сделался чем-то вроде легенды, полумифического существа из страшилок полуторавековой давности, Чикатило все-таки поймали и осудили, пусть и не с первого раза. Филолог из Ростовской области, один из самых жестоких маньяков в мире, в некотором роде даже страшнее абстрактного Потрошителя, которого никто никогда не видел, кроме его жертв, потому как внешне ну ничем этот зверь не отличается от человека. Вместе с тем, именно «очеловечивание», то есть придание полумифическому убийце, которого никто не видел, конкретного человеческого облика, несколько снижает накал страха перед ним, ведь неизвестность пугает куда больше, чем то зло, лицо которого ты видишь. Когда глядишь на таких вот человеков в клетках, когда знаешь как они пытали и убивали, когда видишь, что никакого раскаянья там нет и в помине, понимаешь, что избитое выражение «нет существа страшнее, чем человек» - чертовски верное.

Книга «Товарищ Чикатило» написана по горячим следам, следовательно давно, больше двадцати лет назад. В нее явно вносились правки со временем, но от давности своей она ничего не теряет, даже наоборот, тем она и ценна — что в ней первые, еще неостывшие впечатления. Авторы присутствовали на судебном процессе над Чикатило, наблюдали за подсудимым в зале суда, беседовали с ним в камере, брали интервью у следователей, дознавателей, пострадавших и свидетелей по делу «Лесополосы», и уже только за это их можно благодарить. Мне, с моим неравнодушием к подобного рода историям (я не только написанные детективы люблю), было безумно интересно погрузиться в эту жуткую хронологию.

Книга довольно подробно воссоздает события жизни Андрея Романовича Чикатило от детства до суда, через смерти его жертв. Переплетая документальный стиль с художественным, авторы разворачивают перед читателем панораму пути убийцы от голодающего мальчика из украинской глубинки до учителя-извращенца, от учителя до снабженца-маньяка; опираясь на материалы дела и показания самого Чикатило, реконструируют эпизоды, предшествующие убийствам, пытаются представить как и почему мальчики и девочки, девушки и женщины доверялись интеллигентному дядечке в очках и шляпе, в результате чего очень страшно погибали. Немало места уделено работе милиции, экспертов и следственных органов, указываются как их ошибки, ставшие роковыми, так и безусловные удачи и профессионализм сотрудников, способствовавших поимке злодея.

Так как дело происходило в первые годы после развала СССР, в авторах еще пылало ярое неприятияе всего советского, нашедшее выход и на страницах книги. Иногда этот антисоветский вектор мешал читать, я даже на неделю или две прерывала чтение из-за колючих и не совсем к месту выпадок в сторону рухнувшей системы, но впоследствии научилась абстрагироваться и проскакивала такие места как через барьер на лошади. Меня неудержимо нес вперед интерес.

Основное повествование заканчивается приговором, авторы пишут про обжалование и возможную апелляцию. Однако, нам, с расстояния в четверть века известно, что вердикт суда первой инстанции остался в силе, претерпев изменения лишь по некоторым эпизодам. Андрея Чикатило приговорили к высшей мере наказания и казнили выстрелом в затылок 13 февраля 1994 года. В таких делах людям посторонним, как правило, достается лишь кульминация, результат, тут развязка в любой википедии черным по белому написана. Поэтому смысл написания такой книги заключается вовсе не в кульминации, как в художественных детективах, а в описании того, что привело к этой кульминации — с чего все началось и как так получилось. Со своей задачей авторы справились успешно.