Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

16 апреля 2022 г. 21:16

467

2.5 Спойлер Как что? Здравый смысл!

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.

— Кейт, вы суперледи, как вам это удается?
— Никакая я не суперледи, а просто замученная жизнью
женщина, которая делает что может

Плюсы: попытки в понимание института брака, проблемы бесплодия и взаимоотношений в семьях.

Техника. Произведение написано простым языком в стиле, присущем бульварной литературе. Описания больше сосредоточены на ощущениях, чем на окружающем мире. Диалоги во многом натянуты. В принципе, с технической стороны могут раздражать побочные линии повествования от лица Элизабет и Фэнни. Но в целом, благодаря существованию аудио-версии в исполнении Татьяны Федяевой, почитать книжку можно.

Может быть, тут всё не так уж и плохо...

Мысли: никогда не пойму, почему я так бегаю от Уилки Коллинза, но выбирая между ним и перечитыванием ранее непонравившегося романа Мориарти, я выбрала второе. Но, как ни странно, не жалею об этом. Ведь после первого прочтения я не оставила отзыва, а пара заметок оказалась неоднозначной и довольно весёлой. В принципе, кое в чём я осталась при старом мнении, но на некоторые моменты взглянула по-новому.

Итак, завязка хорошо изложена в аннотации, а потому читатель погружается в классическую среду амнезии «Ой, а чо такое?». Наверное, каждый из нас в глубине души иногда задумывается о том, как бы жили мы сами, утратив часть самих себя. Поэтому-то произведения про амнезию ещё не скоро покинут прилавки книжных магазинов. К счастью, в данном случае мы не имеем дело с детективом, а потому причины амнезии достаточно невинные — случайное падение на тренировке и травма головы. Никакого злого умысла, лишь пусковой механизм для раскручивания сюжета.

Писательница попеременно окунает нас то в жизнь 1998 года — «свежие» воспоминания Алисы, то показывает её нынешнюю жизнь в 2008 году. Алиса оказывается на перепутье своей жизни, находясь в процессе развода с мужем, у неё новое любовное увлечение в виде директора школы, где учатся три её отпрыска, у неё активная гражданская позиция... в общем, типично-преувеличенный образ «современной мамочки». И тут вместо опытной женщины, пережившей различные радости и горести, появляется та дурочка десятилетней давности. Откровенно говоря, Алису из 1998 года можно назвать слабой, неуверенной в себе тряпочкой, которой муж вертел как только ему хотелось. Поэтому героиня может как вызывать неприязнь, так и сочувствие. У меня к ней развилось нейтральное отношение — меня раздражают её отношения с Ником, но в остальном тётка получилась нормальной.

Постепенно мы пробираемся через нынешнюю жизнь героини и тут, если честно, раздражает поведение окружающих. Как бы... можно понять их неловкость от того, что Алиса потеряла память, но почему бы не проявить хотя бы напускное сочувствие ради приличия? Но при этом линия Алисы кажется несколько беззубой — вот вам двадцатилетняя Алиса, которая «вроде тупенькая, но способная в «правильную» жизнь».

При этом, как ни странно, куда интереснее смотрится побочная линия Элизабет. Пусть мне не слишком нравится тематика деторождения, страдания и психозы разбитой к чертям Либби смотрятся живо. Легко представить себе такую вот отчаявшуюся женщину с навязчивой мыслью о рождении ребёнка. В отношения Либби и Бена легче поверить — он, сам того не ведая, запустил реакцию психоза и старается хоть как-то помочь; она страдает, уже не в состоянии беречь его чувства, хотя именно с этого всё и началось. Ведь даже все взаимодействия Алисы с этими персонажами внезапно оживляют главную героиню. Да и сложно не порадоваться за персонажей, наконец-то преодолевших реальный кризис.

Жаль и Джину, которая не появляется на страницах романа в живом виде. Зато воспоминания о дереве, расплющившим миниатюрную машинку Джины в грозу описаны достаточно ярко, чтобы вы содрогнулись. Также совсем не сложно представить себе эту женщину, близко сдружившуюся с Алисой и частично заполнившую пустоту в сердце новой подруги. Ведь Нику было во многом «пофигу» на семью, несмотря на какие-то единичные случаи заботы, всплывшие под конец романа. Они не обеляют Ника, потому что это сродни тем анекдотам про брошенных деток: «Меня не было пять лет, вот тебе машинка на радиоуправлении, люби меня». К тому же легко представить, как интегрировались проблемы Джины и Майка в семью Ника и Алисы. Ник орал, мол, во всём виновата Алиса. Но на деле — видя проблемы Джины, Алиса осознавала и свои собственные, что не нравилось муженьку.

Тема детей в романе не особенно раскрыта. Да, мы видим моменты агрессии Мэдисон, закрытого Тома и избалованную Оливию. Да, дети постоянно находятся «где-то тут», но по сути в книге только два эпизода, где дети действительно играют важную роль — инцидент в школе с Хлоей и танец Оливии на дне семьи у Фэнни. Том же как-то... нигде, что он есть, что его нет — ничего не меняется. Как, в принципе, и Фэнни — женщина, ставшая Алисе и Либби бабушкой не по родству, а по признанию и доброте душевной. Впрочем, история Фэнни мне понравилась — такая живенькая, бойкая старушка, прекрасно ведущая блог о своей жизни и искренне любящая своих «родных».

С Домиником ей было хорошо и спокойно, потому что он был очарован ею, восхищался ею, искренне хотел узнать, что она за человек. Воспоминания о Нике были неизменно горестными, яростными и очень болезненными. Он уже заранее решил, что она такое, ставил ей в строку каждый промах, каждую обиду, каждую ошибку. Дошло до того, что ей стало тяжело находиться с ним в одной комнате. Сама мысль о том, что она задумывалась, не начать ли снова, вызывала у нее дрожь отвращения.

Собственно, что портит роман? Во-первых, затянутость. воспоминания подкидываются больше к концу романа, да и то что выдаётся не слишком значимо. В основном, мы просто недоумеваем, как «эта дурёха» могла натворить столько важных и полезных дел до потери памяти? Во-вторых, шаблонность происходящего — со стороны окружающих всё «как по классике», никто ничего толком не объясняет и не рассказывает. Мне вот интересно, почему, например, подружка-юрист так и не заявилась домой к Алисе, если знала, что клиентка «не в порядке»? В-третьих, раздражает то, что все вокруг [преимущественно семья гг] воспринимает амнезию как повод к возрождению умерших взаимоотношений Алисы и Ника. В-четвёртых, Ник охотно пользуется вышеупомянутой ситуацией и, чёрт возьми, Алиса поддаётся даже после того, как память возвращается. Серьёзно? Это похоже на тот самый случай, когда человек осознаёт, что что-то в его жизни не так. Избавляется от этого, а потом — бац! — и посылает все старания по сепарации к ёжикам и возвращается к этому своему «не так». И то, что писательница под конец затирает, что «вот это и есть настоящая любоффь!» становится тошно.

Думаю, если забить на финал романа, могла бы получиться типичная драматическая история, в которой женщина бы в последний момент ушла от ошибки. Но писательница почему-то решила, что важнее воспеть оду «семейным отношениям, через превозмогание всего и вся». Вот только отношения Алисы и Ника не здорóвые, хотя бы из-за постоянных манипуляшек и обвинений со стороны последнего. Нет, сама Алиса далеко не идеальная, но это и не делает её априори виноватой во всём и вся. В данной ситуации она виновата лишь в том, что второй раз наступает на те же грабли не в силу «любви», а по банальной привычке.

свернуть

Итог: немного подумав, я понимаю, что именно финал и отторжение к теме деторождения стали причиной отрицательной оценки два года назад. Неприязнь к финалу повторилась в этот раз, но в целом, впечатления оказались нейтральными. В принципе, такой роман способен скрасить вам поездки в транспорте, если вы любите истории про амнезию и «проблемы брака». Я же вряд ли вернусь к книге в третий раз.

Книга прочитана в рамках игр:
«Кот в мешке», тур 11, режим №2, книга №12;
Чайный уголок «Камелия» клуба «Уютная кофейня».
Котоклассификатор.
Объём произведения: 544 страницы [15 ч 45 м].
Время действия: май 2008 года (ибо День матери в Австралии в том году был 11 мая, воскресенье); воспоминания ~1998 года.
Место действия: Сидней, Австралия.
Теги: амнезия, многодетная семья (три ребёнка), беременность и бесплодие (побочная линия), попытка украсть ребёнка, психотерапия, занятия спортом, проблемы супружеской жизни, изменение личности гг (вследствие потери опыта десяти лет жизни), старушка изучающая вопросы эвтаназии (побочная линия), попытка побить рекорд (самый большой меренговый пирог в память о подруге), супружеская измена (муж лучшей подруги гг + рандомная тётя), день семьи в деревне старичков (конкурс детских талантов), живенькие старички (третьестепенная линия Фэнни).
свернуть