Больше рецензий

16 апреля 2022 г. 13:35

269

4.5

Фридрих Максимилиан фон Клингер писал своего "Фауста" в те же годы, что и Гёте. Но я не буду пытаться проводить хоть сколько-нибудь серьёзное сравнение двух произведений, так как для этого мне пришлось бы перечитать их оба как минимум ещё раз. Расскажу только, что меня особенно заинтересовало и понравилось в романе Клингера.

Начнём с того, что "Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад" - прозаическое произведение. Поэзии в произведении Клингера практически нет.

Мефистофеля в этой версии популярной в те времена легенды тоже нет. Роль посланца Ада досталась князю Преисподней, дьяволу Левиафану. Который, стоит отметить, очень не любит человечество, но в особенности земляков Клингера и самого Фауста - немцев. Перед вызвавшим его ученым мужем Левиафан появляется в образе красивого как ангел молодого человека.

Фауст Клингера женат, у него есть дети и старик-отец. Вся семья сыграет определённую роль в сценарии его низвержения в ад, который сочинил Левиафан - большой мастер на эффектные постановки, если судить по той мистерии, которую он устроил для своего босса Сатаны.

Начинается же всё с того, что Фауст приходит к местному правителю в попытке продать своё изобретение - книгопечатание - и заработать таким образом хоть немного денег на жизнь. Его надежды оказываются напрасными. Зато в Аду его изобретению радуется Сатана, ибо уверен, что распространение книг приведёт к нему новый души - гораздо больше, чем их приходило до сих пор.

Клингер лишил своего героя романтических отношений и хоть сколько-нибудь продолжительной влюблённости. Никакой Маргариты - только телесное влечение и регулярный "перепихон", говоря современных нелитературным языком. За всё время у Фауста только разок появилось чувство, похожее на влюблённость, но автор не дал ему развиться - любовь не вписывалась в его видение судьбы доктора.

Вместо разговоров о любви и метафизике Фауст и Левиафан путешествуют в поисках человека с чистой душой (тогда Фауст избежит вечного помещения в Ад). Но им встречаются исключительно подлецы и грешники, а также их несчастные жертвы. Эта часть романа напоминает "Декамерон": блуд, разврат, интриги, предательство. В конце концов Левиафан знакомит Фауста с семейкой Борджиа во всей их греховности. Фауст окончательно теряет веру в человечество.

И вот тут, на мой взгляд, начинается самое интересное, несмотря на то, что сама история уже почти подошла к концу. Левиафан чуть ли не на пальцах, вернее, на наглядном примере демонстрирует Фаусту, что некоторые его приказания - а согласно заключённому соглашению дьявол должен выполнять все его желания и распоряжения (за некоторым исключением, но не будем спойлерить) - оказались теми самыми благими намерениями, которыми вымощена дорога в Ад.

Но и это ещё не всё. Дьявол даёт Фаусту такую отповедь, что мне так и захотелось по её завершении сказать "Аминь". Ибо прав ведь чертяка! При этом пламенная речь Левиафана очень походила на заключение опытного психотерапевта. Многое из того, что происходило далее, в особенности речь самого Фауста, лично мне показалась притянутой за уши. Но тут я, конечно, сужу не с позиции человека конца 18-го века. Наверняка тогда такой финал воспринимался иначе.

Сталкиваясь со всеми безобразиями, которые творят люди, оплакивая невинные жертвы, Фауст высказывал всё более горькие и яростные обвинения в адрес Бога. Учёный муж не уставал удивляться, как Творец может допускать такие бесчинства. Эти его вопросы остались без ответа со стороны Рая, но вот Левиафан дал некоторые объяснения. Которые, стоит отметить, не очень понравились Фаусту, ибо кому по душе, когда ему переадресовывают его собственные обвинения?

Слушала в аудиоформате в исполнении актёра Алексея Ярмилко. Поначалу немного раздражало то, как чтец произносит слова - как будто немного сквозь зубы. Но на небольшом ускорении (1,25) этого уже не было слышно. И голос Левиафана получился просто идеальным.

Прослушано в рамках Литературного турнира в клубе "Читаем классику вместе"