Больше рецензий

15 апреля 2022 г. 09:06

332

4 Адлер-Ольсен оптом: отзыв на первые 4 книги из серии

Завершила чтение экранизированных книг, впереди только подлинный Юсси Адлер-Ольсен без Фареса и Кааса. Признаюсь, настоящий Адлер-Ольсен местами скучный. Телеэкранная версия привлекательнее, хотя и не без лакун. По порядку.
Персонажи. Карл Мерк от Николая Кааса пришелся по сердцу, а подлинный Мерк раздражал мачистскими манерами. Но! Экранный Мерк живет новой жизнью,после дела о строительном пистолете. Сценаристы будто обрубили личность, ограничили его жизнью "после". По темным лодочным сараям и серым улицам Копенгагена будет бегать невротик с гениальным и сострадательным альтер-эго. Ольсен, рискуя показаться нудным, делает ход: на все книги растягивает дорасследование дела о строительном пистолете. На четвертой книге дело еще не раскрыто. Приемчик этот уже набил оскомину. Но так Ольсен погружается в прошлое и сохраняет развитие персонажа, что гораздо лучше экранного манкурта.
Асад. Начала читать только из-за него. И... разочаровываюсь с каждой книгой. Если в первых книгах Асад совпадал с экранным, который мне так понравился, то в 3-й и 4-й книгах сириец трансформировался во всемогущего, но ходульного бога из машины, который проталкивает сюжет вперед. Все же, сценаристы прописали Асада человеком, а не датским шпионом (или нет? в 4-й книге прошлое персонажа еще покрыто мраком). Тактичный добряк с глазами-маслинами, может, и не подходит для перестрелок и погони, но мне нравился больше.
Харди, напарник Мерка. Парализован после тех событий со строительным пистолетом. Тело обездвижено, но дух и ум функционируют. И как! Лежа в кровати, он щелкает дела минувших дней, помогает Карлу в текущих расследованиях. Ольсен щедрой рукой насадил по гению на каждую локацию. В полицейском участке два гения (бывший судмедэксперт и сириец), дома у Карла - парализованный Харди, в домах свидетелей и потерпевших находится еще по шерлоку-холмсу. Что ж, антагонисты тоже гении, злые, изворотливые, но гениальные. Ольсен уравнял шансы, чтобы не расследование на затягивалось.
Истории. Вот ради чего стоит брать книги в руки. Скандинавы умеют создавать биографии преступников. Одна из моих любимых - эта, про Нэте Германссен. Обе версии, книжная и экранная, хороши. Книжная Нэте многое преодолела сама, что, наверное, ближе к правде жизни. На экране Нэте помогла любовь и прочие сопли. Нуу, киношный ход для привлечения аудитории. Ольсеновская трактовка вернее, на мой взгляд. У Ольсена, несмотря на комедийные и героические вставки, персонажи, по большому счету, остаются наедине с собой и миром. Мотив одиночества - тонкая красная нить этой серии. Например, Нэте: как она выросла одинокой, так и умерла одна. Преступники и жертвы Ольсена одиноки. Автор, как мне показалось, нашел причину одиночества - расхождение во взглядах и баранье упрямство людей. Религия, миграционная политика, воспитание детей - по какому только поводу люди не спорят. Спорят, но не говорят. Неумение общаться приводит к конфликтам, личным и классовым. Общению человек учиться с детства. Ну, как Нэте, Кристен или человек со множеством имен из "Тьмы в бутылке" могли избежать пути к преступлению? Их родители подталкивали к этому. Обратиться к логопеду, найти полчаса для поддержки испуганного ребенка, говорить, а не бить - все это могли бы сделать родители или опекуны, но... что вышло, то вышло.