Больше рецензий

11 апреля 2022 г. 13:11

342

5 Человек, который в своих неудачах винит абсолютно всех, кроме себя, не вызывает доверия

Потрясающий роман о людях с совершенно разными жизнями и совершенно разной судьбой. Это книга не только о пресловутой Анне Карениной, ее нельзя назвать главным персонажем книги. Рядом с ней стоят и Левин, и обманутый муж, и молодая Кити Щербацкая, имеющая ясный ум и стальной характер. Да, из всех женских персонажей мне она была наиболее приятна.

Говорят, что Толстой не любит своих героев. Что ж, может и так. Но он не обязан их любить и оправдывать каждый их чих, точно любящая мать. "Смотрите, Анна изменила мужу, но она такое солнышко, давайте обелим ее полностью." Не любит он и своего Левина, которого, считается, он полностью списал с себя. И в этом нет ничего дурного. Толстой весьма мастерски показывает разных людей абсолютно без прикрас. У него, к его огромной заслуге как писателя, нет настойчивого желания навязать свою позицию читателю. У него нет персонажа "черного" и "белого". Люди все серые в разной степени, но есть поступок дурной и хороший. Именно поэтому его персонажи живые. Даже условно положительный Левин в перерывах от своих мечтаний о всеобщем благе и счастье может поступать мелочно, глупо и эгоистично, как и все люди, завидовать, презирать только из-за плохого настроения и прочее. Он положительный герой не потому что не ошибается и не потому что не совершает дурных поступков. А лишь потому, что он знает, что делать можно и чего делать нельзя.

Пожалуй, в этом тоже есть занятный момент всего романа. "Положительные" герои, ошибаясь, если и пытаются оправдываться, то хотят оправдать себя, а не поступок. "Отрицательные" - такие как Анна (да, да), ее скользкий братец, глуповато-хамоватая княгиня Мягкая, Бетси и прочие скучающие пустышки - оправдывают сами поступки, они как кривое зеркало, их порок они сами возводят на пьедестал и превращают его в добродетель. Добродетель же - великодушие, прощение, щедрость и жалость - им хочется вывернуть наизнанку, очернить, довести до абсурда, по давно понятной причине - рядом с ним отчетливо видна их мелкая и эгоистичная натура.

В каком-то смысле роман о любви, но точно не о любви госпожи Карениной. Я сомневаюсь, что это слово ей знакомо и те, кто говорят, что роман о "великой любви и смелости этой дамы, бросившей вызов обществу", к сожалению, заблуждаются. Здесь есть любовь Долли к детям, любовь Левина к Кити, любовь Левина к труду (и это следовало поставить перед Кити), любовь самого Каренина к долгу и чести, его же неумелая любовь к сыну, которого он действительно пытается воспитать в одиночку, что ему удается. Любовь Кити Щербацкой к своим друзьям и правде - а в отношениях Анны и Вронского любви нет. Там пустота и агония. Сама Анна - сперва просто скучающая барынька, а затем невротичка и конченая эгоистка. И самое смешное, что я могла бы простить (как персонажу) ей ее ошибки, ее эгоизм, ее наплевательство на прочих, если бы она, как например пресловутая Скарлетт О'Хара имела хоть одно свое мизерное правило, свои, пусть и искаженные, понятия о чести, которых бы она придерживалась. Если бы имела ДЕЛО, имела бы хоть какое-то занятие, хоть какое-то увлечение, хоть какую-то продолжительную неподдельную страсть. Но нет. Только эгоизм, истерики, манипуляции и плевание в потолок.

Роман замечателен. И это 100 процентов не любовный роман, за что я признательна.