Больше рецензий

bookfriendlyc

Эксперт

Спасибо вам за прочтение!

9 апреля 2022 г. 16:40

691

4 Блуждание меж двух миров. Один уж мертв, другой бессилен, чтоб родиться

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Данте. "Божественная комедия. Ад"

В это непростое время рецензии идут туго, и моё новогоднее обещание – отзываться обо всех прочитанных в этом году книгах – летит ко всем чертям. Но вот начал стучать по клавишам, и вроде бы лёгкие наполнились воздухом, удалось точно бы расслабиться – письмо приносит облегчение. Эти строки я набросал два месяца назад, но так и остался в писательском тупике. Сейчас, редактируя в очередной раз рецензию, стало очевидно, что долгие сроки написания небольшого и, мягко говоря, неглубокого текста связаны, в том числе, и с самой книгой. При всей своей простоте, труд Джеймса Холлиса оказывается сложным, при всей лёгкости изложения – очень тяжёлым. Парадокс заключается в предмете – приходится спускаться в такие глубины психики, где давление становится почти невыносимым.

"Перевал в середине пути" для меня – пятисотая прочитанная книга, моё личное книжное торжество. Я так радовался ему! Символично, что юбилей пришёлся на середину моей жизни, так что – да, выбор был не случайным. Книгу же я прочитал только с третьей попытки, хотя её нельзя назвать сложной. Снова тот же парадокс – и до прочтения, и до рецензии недо было созреть.

Для меня это первая книга Холлиса, но однозначно не последняя – работа прекрасная. Я погружусь обязательно и в другие произведения автора – "Грезы об Эдеме"  и "Под тенью Сатурна" . Джеймс Холлис – юнгианский аналитик, прочно закрепивший за собой статус популяризатора психоаналитической концепции Карла Юнга . Потому в его работах речь идет об архетипах, индивидуации, коллективном бессознательном, психологических типах и т.п.

Каждый найдёт в этой книге то, что актуально именно для него. Я же опишу свои мысли – те, что откликнулись на подступах к моему перевалу. Книга стала для меня уникальной картой или, если угодно, методичкой по преодолению экзистенциального кризиса.

Очень зацепила метафора, описывающая состояние человека в середине жизненного пути. Как будто просыпаешься в одиночестве на корабле в жуткий шторм, а где земля – неизвестно. Тогда встаёт выбор – идти спать дальше, броситься в море или взять штурвал. Примерно такие варианты пути предлагаются человеку на развилке у подножия перевала; понятно, взять управление в свои руки – наиболее привлекательный вариант. Но в то же время – самый трудный. Ведь вы можете не уметь управлять кораблем, можете не знать, как он устроен, но если штурвал в ваших руках – у вас нет шансов не разобраться. Природа и инстинкт подскажут решение задачи.

Середина пути – это глубокий кризис, для разрешения которого недостаточно просто обрести некий набор навыков. Чтобы преодолеть его, нужна совершенно новая личность, которая не сможет существовать в противоречии со старой. Потому Я человека должно умереть. Значение такого перерождения заключается в обретении новых смыслов. Кризис ярко окрашивается лиминальностью, когда человек "уже не…", но и "ещё не…", личность находится как бы в переходе от одного жизненного этапа к другому. Можно сказать, что вся наша жизнь состоит из цепочки перерождений, в основе которой лежат процессы умирания и возрождения / обновления. В данном конкретном кризисе речь идёт о двух состояниях взрослого Я, или о двух состояниях взрослости.

Отмирающая взрослость "завязана" на требованиях общества, подчинении правилам; решения принимаются, исходя из ожиданий окружающих. Ключевой архетип, который развивался в состоянии первой взрослости – та самая Персона, определяющая "сознательную адаптацию Эго к условиям социальной жизни". Вопреки распространенному убеждению, человек – это не его роли, хотя Персона и необходима для самопредъявления внешнему миру. Наоборот, Персона заслоняет индивидуальность человека, и по по существу она представляет собой необходимый компромисс личности и общества.

Новое Я означает сближение Эго с архетипом Тени– вместилищем невостребованной жизни. В Тень вытесняются порицаемые обществом, а потому – неудовлетворенные потребности. Постепенно человек начинает ощущать сильное напряжение, непрожитая жизнь и вытесненные потребности неотвратимо напоминают о себе. Вопросы "А зачем я живу?", "Что я сделал в этой жизни?", "Какой след я оставил?" возникают не сами по себе, а служат закономерным результатом рефлексии. Человек стремится к целостности и гармонии, проявляется архетип Самостии сопутствующие ему осознанность и индивидуальность. Перерождаясь, индивид перестает следовать ожиданиям окружающих, а реализует свои собственные смысл и предназначение. Так куётся уникальное и неповторимое чувство внутренней свободы, необходимое для гармоничной жизни с самим собой. Новая личность опирается на свои собственные, а не навязанные ценности, а потому человек, преодолевший перевал, точно знает, чего хочет.

Итак, есть старт, есть финиш и есть тяжёлое испытание на этом отрезке пути. Преодоление испытания трудное, сопровождается неврозом, страданием, фрустрацией, депрессией или тревогой. Но в результате человек перерождается, обновляется. В этом может быть и заключается глубокий смысл страданий, от которых нет лекарств, ведь "жизнь – не болезнь, а смерть – не наказание".

Некоторые грани и особенности кризиса красной нитью пролегают через всё произведение. Я бы сказал, что Холлис на протяжении своего повествования ищет ответ на ряд вопросов. Вот они.

Осознаём ли мы то, что с нами происходит?

Иными словами, является ли наше поведение в большей степени осознанным или в большей степени нами управляет бессознательное? Самоанализ, результатом которого становится принятие истории своей жизни со всеми комплексами, со всем личностным опытом, равно как и готовность встретиться лицом к лицу с неприятными чувствами, с отвергаемыми желаниями приводит к смирению. Тогда-то и происходит высвобождение придавленной гнётом общественного порицания психической энергии. Свойство личности помимо "социального" обретает в себе и нечто "духовное", как бы проникая в таинства своего собственного бытия.

Почему кризис так ярко выражен в современном мире?

Холлис – далеко не первый психолог, поднимающий проблемы гибельности для личности современного общества. Сегодня принято хотеть "быть как все", измерять широту личности линейкой профессиональных достижений. Прокрустово ложе социальных ожиданий в конце концов загоняет человека в систему, где принято чувствовать то, что приемлемо, и желать того, что одобряемо. Чтобы получить блага цивилизации, приходится отчуждать свою собственную личность от самого себя и заменять её красивым, но пустым суррогатом – Персоной. Выходит, механизм адаптации, который вроде как должен служить развитию человека, искажается в неестественных социальных условиях. Справедливым оказывается утверждение Фрейда , что человек платит за цивилизацию неврозами ( "Недовольство культурой" ).



Он, наконец, оказался на вершине, и все, что он смог оттуда увидеть, – это корпоративную стоянку машин.
Глава 2. "На подступах к перевалу"

Более того, в мире, где царствуют материализм, индивидуализм и гедонизм, социальный институт инициации оказывается попросту ненужным, а значит человек теряет возможность обрести мифологическую (и в полном смысле культурную) основу своего бытия. Отсюда, видимо, берёт свое начало характерный нашему обществу инфантилизм. Личность не обретает духовного свойства, сохраняя и развивая притом свойство социального. Надличностные свойства, связанные со экзистенциальностью, которые В. Франкл назвал самотрансценденцией, таким образом, остаются невостребованными, а значит личность сталкивается с "потерей" смысла, которого на самом деле никогда и не было. Значит, всё больше и больше желаний, чувств, переживаний наполняют Тень. Хорошая новость, что через конфронтацию с Тенью и посредством последующей интеграции архетипа человек способен исцелить расщепление личности и восстановить процесс её естественного развития.

Подавить естественное существо человека не так-то просто. Следствием нашего мира становится лишь то, что описываемый Холлисом кризис, разражается сегодня с невероятной силой, и не все могут его пережить. Возвращаясь к метафоре корабля, пойти дальше спать или броситься в бушующее море – тоже выход. Оказывается, что успех, материальные блага, индивидуализм, гедонизм не приносят ни гармонии, ни счастья. Перевал в середине пути становится всё более крутым и устрашающим. Кризис часто протекает крайне тяжело, сопровождается депрессиями, неврозами, тревогой, и т.п. расстройствами. Не получая естественного преобразования в обрядах инициации, человек сталкивается со страданием, которое, в конечном итоге, преобразует его. Очевидно, что бессознательное человека и вызывает фрустрацию и невроз, лишь потому что личность не может развиваться. Механизмы саморегуляции психики – настоящее чудо. Истинное Я человека, так или иначе, находит выход, прорываясь через маску Персоны так же, как росток взламывает асфальт.

Что происходит с межличностными отношениями?

Если кратко – то часто они рассыпаются, и именно по той причине, что один из партнёров перерождается, а второй – нет. Нередко один из супругов препятствует преобразованиям второго. Будучи уверенным, что это лишь каприз, бзик, он пытается сделать всё, чтобы вернуть "строптивого" члена семьи в прежнее удобное состояние. Но нельзя остановить естественное развитие психики. Отсюда обилие конфликтов и разводов именно в эти периоды.



Никто из нас не имеет права чинить препятствия развитию другого; поступать так – значит идти на духовное преступление
Глава 3. Внутренний поворот

Отношения имеют больше шансов сохраниться, если оба партнера, во-первых, почувствуют необходимость своей собственной индивидуации и смогут быть автономными и целостными. Во-вторых, возрастает значение привязанности, или естественной потребности в другом человеке и близких отношениях с ним. Такое диалектическое противоречие выливается на практике в особое трансцендентное состояние, когда отдельная личность уходит на третий план: не "ты" плюс "я", а мы вместе, что гораздо больше, чем сами по себе "я" и "ты". В том и заключен известный парадокс индивидуации, что мы лучше всего поддерживаем близкие отношения, когда достигаем такого уровня внутреннего развития, что не нуждаемся уже в подпитке со стороны окружающих.

Что можно сделать для своих детей?

Холлис даёт вполне определённый ответ – дать детям свободу. Сказать легко, но что именно это означает на практике, становится ясным далеко не сразу. На деле важно определить оттенки детско-родительских отношений.



Так как я не хотел быть рабом, то я не должен быть и хозяином.
А. Линкольн

Редко когда ребёнок не носит в себе непрожитую жизнь своих родителей. Один всю жизнь хотел заниматься наукой, но нужда заставляла пахать на фабрике, и теперь его сын непременно должен получить степень и "выйти в люди". Другая мечтала о принце на белом коне, и всячески отваживает женихов уже взрослой дочери. Отцы и матери ждут, что их сын или дочь, в которых они видят продолжение самих себя, "допроживут" непрожитое, "дозавершат" неначатое. Фантазия остаётся фантазией – функционируя только как объект проекции, ребёнок не только не сделает жизнь родителей более счастливой и полной, но и свою превратит в постылое существование.

Если мы хотим воспитать целостного и зрелого человека, то мы должны максимально ему в этом помочь ещё в нежном возрасте. Кто может воспитать свободную личность? Наставник и учитель, обладающий авторитетом, но не авторитарностью. Тот, кто даёт возможность делать выбор и принимать на себя всю ответственность за последствия принятого решения. Иными словами, родитель, если только он действительно желает для ребёнка счастья, просто обязан сделать всё для индивидуации оного.

Что же делать на перевале?

Как бы банально это не звучало – "Быть собой". Искать своё призвание – неотделимую от жизненного смысла силу, что движет личностью. Отыскав, следовать ему, не обращая никакого внимания на порицание и неодобрение, не слушать шиканье и оханье лидеров общественного мнения и апологетов "здравого смысла". Да, кризис выносит человека за пределы его личностной безопасности, погружает в условия неопределённости. Но это не повод закутаться в тёплый вязкий и удобный кокон.

У души есть свои потребности, которые не может удовлетворить ни банковский чек, ни горделивая поза, ни высокомерный взгляд. Психика рано или поздно заявит о себе, призовёт к ответу Эго и потребует удовлетворения. Насколько сложным будет перевал, зависит от каждого из нас. Хорошо, если есть рядом карта, на которой отмечены опасные места. Здорово, если знать в теории, как именно преодолеть этот сложный отрезок жизненного пути. Ещё лучше – понимать, что это мой перевал, и преодолеть его – исключительно моя ответственность. Всё это можно найти в книге, которую однозначно стоит прочесть.

Комментарии


"Середина пути – это глубокий кризис, для разрешения которого недостаточно просто обрести некий набор навыков. Чтобы преодолеть его, нужна совершенно новая личность, которая не сможет существовать в противоречии со старой"

Мне 59 лет, и в моей жизни ничего похожего не было. Может быть, такой психологический кризис всё-таки не обязателен? Вряд ли я так уж уникален.


Прекрасный вопрос, спасибо за вдумчивое чтение. Может, конечно. Когда человек хорошо понимет свои смысложизненные ориентации и живет свою жизнь, следуя своим ценностям, или же выбирает жизнь без всякого смысла, или окончательно растворяется в других, теряя свое мнение и личность (деперсонализация), или страдает определенной патологией (химические зависимости, например). Но в массе своей всё это скорее исключение, чем правило.