Больше рецензий

15 июня 2013 г. 10:39

540

2

Не понравилось. Даже разозлило в чём-то.

От начала и до конца - махровая "крапивинщина". Милые умные деточки - парочка всепонимающих взрослых - и страшные злющие взрослые все прочие, цель жизни которых уделать милых умных деточек. Невыносимо стереотипно.

Идея в чём? В том, что в школе должно быть интересно, весело и задорно, тогда и учёба лучше пойдёт? Кто бы спорил! Но зачем доводить всё до абсурда. Зачем строить абсолютно нежизнеспособную модель некой "чудесной школы" и демонизировать при этом школы прочие?

Или хотели в первую очередь показать, какие страшные и ужасные учителя бывают в обычных школы? Кошмарная Злыдня - конкретно так со страниц Крапивина шагнула, там таких персонажей море! - и лицемерная Анастасия Львовна. Да, такие бывают. Бывают и хуже, впрочем. Так, знаете, везде, в любой сфере жизни. Просто в школе лучше видно, там дети, на них всё это сказывается сильнее, чем на объектах неодушевлённых (то же с врачами). Вот только где были родители учеников 3 "Б" класса все те три года, что их учительница "вымораживала" детей? Ах, милая мама Катя, она ходила на собрания к старшему сыну, она и не заметила, что дочь по сути сходит с ума - кто виноват-то?

Дальше длинно и негативно

Прочие родители тоже весьма занятны. Дети у них едва не гениальны, а родители сами - ни малейшего понятия не имеют, чем дети живут. Бывает такое? Да, пожалуй, бывает, только вот как раз в этом-то и проблема. Не со школами в первую очередь бороться надо - родителям на себя посмотреть надо. А так-то что: посетуем, что нет у нас рядышком такой вот прекрасной 34-й - и дальше детей не замечать, пусть себе учатся где учатся? Прекрасный папа Юли-Кошки так ей в открытую и заявил: я тебя своими проблемами не гружу - не смей и меня заставлять разгребать твои проблемы. Офигительно!

Учитель Впалыч - на первый взгляд один из тех прекрасных взрослых, что так нужны детям. И что же этот распрекрасный Впалыч делает, как только у него отняли халявные деньги? Сначала вовсе бросает своих прирученных учеников на произвол судьбы - "Ах, мне запрещено с вами общаться!" - а потом выдаёт номер на тему "я такой прекрасный, вот ещё я буду тратить время на всякую шелупонь". Ах, у него три высших образования, поэтому объяснять теорему Пифагора балбесам ему, видите ли, неохота. И денег платят мало! Ну да, когда деньги лились рекой, можно было и поразвлекаться с умными деточками в "Мафию", а когда надо сделать что-то реально - научить хоть чему-то тех, кто сам учиться не умеет - наш прекрасный гений-педагог поднимает ручки сразу. Нет, когда его пристыдили, он всё-таки взялся. Снизошёл. Обещал почитать свои сверхумные лекции. И ни одного лишнего дела - даже проверять работы не согласился. Ну где ж нам, гигантам мысли, корпеть над детскими закорючками. Вы сначала заслужите моё расположение, потом я, может быть, обращу на вас внимание. Правильно, правильно сказала Эля: "Если вы так его боитесь, то чем он лучше Злыдни?".

Я даже не берусь говорить о хоть какой-то реалистичности идеи с точки зрения предпринимателя. По самым скромным прикидкам он должен был спускать на школу ежемесячно не менее двух миллионов. Тут уж и впрямь впору сказать словами Впалыча: "Вопросы финансирования 34-й школы я обсуждать не могу". Ибо пытаться это обсуждать - это как искать философский камень, много слов сказать можно, да вот только толку - чуть.

В общем и целом. Я не люблю "ужастики" про школу. Школа во все эпохи во всех странах - это вещь проблемная. И корень всех проблем в том, что задача школы плохо стыкуется с исходными материалами. Легко учить тех, кто хочет учиться, трудно учить всех. Но школа не может от этого отказаться. Особенно в нынешнее время - знаете ли вы, что сейчас учителя толком не имеют даже права выгнать ученика из класса? Оставить на второй год? Исключить из школы? Школа не имеет никаких средств защиты, она обязана работать со всеми, кого в неё привели. Абсолютно со всеми - а не с горсткой исключительных, отобранных где-то по всему городу. И да, в школе много проблем. В ней много людей, которым там быть не нужно. В ней используются многие малоэффективные или не эффективные совсем методы. Но проблема эта - от массовости. Все должны быть грамотными - так записано в Конституции - да не все-то на самом деле хотят. Не спешите ругать школу как школу! Если у ребёнка проблемы - начните с родителей. Если всё в семье идеально - разбирайтесь не со школой вообще, а с конкретными людьми. Из-за того, что высокомерный мачо-интеллектуал с тремя высшими образованиями не желает объяснять детям теорему Пифагора, это приходится делать даме, которая к этому никак не приспособлена. И она совершенно права в том, что ощущает себя безнаказанной: больше-то никто за её работу не берётся! А раз не берётся, раз детей-таки приводят в школу - то хавайте, пиплы, что дают. Хотим, чтобы было лучше - надо делать так, чтобы было лучше. Не ждать, пока какого-нибудь ещё олигарха "стукнет" и он начнёт спускать миллионы на некую сказку.

Ибо всё, что даётся само, сверху, "от деда мороза", на самом деле не так уж много пользы приносит. Ученики 34-й это с лихвой доказали. Да-да, они умные - умные, да балбесы. Как можно было проучиться столько лет в такой прекрасной школе, идеально разбираться в психологии (якобы!), но так облажаться, как сделал это лидер Женя?! Каким, извините, тупым балбесом надо быть, чтобы вот так повестись на разводку, ни разу не посоветоваться ни с одним опытным человеком, самому подставить девушку и взвалить на себя то, о чём даже понятия не имеешь! Какой смысл учиться все эти годы в таком прекрасном месте, если на выходе ты неспособен разобраться в довольно простой жизненной ситуации? А ведь жизнь самостоятельная у Жени только начинается - сколько ещё подобных ситуаций будет?

Комментарии


Ну хоть кто-то подошел к вопросу с реалистической позиции, а не бросился восхищаться школой не более правдоподобной, чем Хогвартс.


Абсолютно согласна. Школа, показанная авторами - нежизнеспособная хотя бы потому, что лишившиеся ее ученики как будто на необитаемый остров были выброшены, а жизнь она-то сложнее гораздо.


Меня очень печалит, что многим людям не просто нравится эта книга, а они именно описанную школу принимают чуть ли не за образец :( При том, что за прошедшие с написания рецензии четыре года я стала ещё хуже относиться к массовой школе, я всё равно продолжаю считать, что описанное в этой книге нежизнеспособно и даже вредно :(