Больше рецензий

geffy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июня 2013 г. 22:46

2K

5

Современные мифы:

Я могу насчитать с десяток произведений, родившихся в двадцатом веке и плотно занявших свою нишу в информационном поле. Еще до прочтения книги я знала, что в сюжете будет космическая станция, странного вида планета, главный герой с испуганной вечно напряженной мордочкой (почему то вспоминается Клуни), и женщина, которая вроде как галлюцинация или того хуже. Знала, что Лем один из самых значимых фантастов 20-го века. Один из тех, сложных непонятных авторов, о которых многие слышали, но далеко не все читали. Конечно, его слава пришлась совсем не на мою юность. Он был популярен еще когда я не научилась читать. Аура великого писателя, великолепного фантаста за ним закрепилась прочная, а Солярис получил репутацию загадочной и интересной книги.
Это любопытный феномен. Я не знаю ничего достоверного о писателе, не читала книгу, обрывками видела фильмы, но почему то знаю о чем сюжет и уже заранее представляю какое послевкусие должно остаться у меня от книги. Интересно, когда изобретут таблетки, которые сразу будут доставлять информацию в мозг и забивать кровь эндорфинами?

Вот поэтому, перед чтением я старалась забыть. Забыть все что слышала, выбросить из головы Клуни. Я взялась читать Солярис для галочки. Стыдно было пройти мимо. А потом меня захватило и унесло на далекую планету, где стоит научная станция, которую со всех сторон омывает странная субстанция - море. Вот по желеобразным странным волнам слово за словом, страница за страницей Лем заманивал все дальше по сюжету. И все забылось, передо мной был не Солярис Тарковского или Содерберга, это была моя планета, станция. Я - читатель заключила договор с Лемом и отправилась в путешествие по его миру. Разгадывать загадки, строить философские теории, пытаться понять.

Отличное, кстати, путешествие получилось. Не смотря на свой багаж "знаменитости" книга интриговала и заставляла шевелить мозгами. Текст немного тяжеловат, но тут уж временные различия между мной и Лемом, никуда тут не деться, нужно проникнуться.
Сюжет затрагивает один из извечных страхов - боязнь неизведанного. Книга погружает в растерянность и немного пугает. Это скорее всего одна из причин ее успеха и "бессмертности". Ведь теперь "неизвестный из космоса" - мем для фантастики. Обыгранный сотни раз. С этой точки зрения Солярис прадедушка многих современных произведений о далеких мирах.

Комментарии


(почему то вспоминается Клуни)


Клуни играл в экранизации 2002. Это все подсознание :)


я о том же ,))))


а я Баниониса сразу представляю)) с Клуни экранизации не видела, но наслышана. в-основном негатив. в-основном, от тех, кто видел экранизацию Тарковского)


Лему обе не понравились ,))


"выбросить из головы Клуни" - по-моему это новый мем. Я возьму его на вооружение))


ахаха


Лем отдельно, а Банионис или Клуни — тем более :-))


блин, я попробовала сформулировать теорию информационного поля, но все что мы обсуждаем - это Клуни ,))


да я фильм с Клуни не смотрел. А Солярис... ну, что ж, проблемы, поднятые Лемом на горА в Солярисе многогранны и многосторонни, равно как и точки зрения на них... :)


я о том, что не посмотрев фильмы/не читая книгу, я уже знаю о чем она и чего мне от нее ждать ((


Это да, это есть такое, казалось бы парадоксальное, но на самом деле едва ли не закономерное )


к сожалению, да


Я до сих пор не могу понять, зачем Лем так подробно всякие симметриады и мимоиды описывал.


Океан Соляриса развивался, развлекался, познавал себя и с помощью себя потом лепил "гостей"... Просто как этап...


мне кажется, все немного проще... книга была написана в 61 году, тогда были характерны подробные долгие описания.


Вообще Лем - социолог и футуролог, мне кажется, что он создавал "полотно" романа целенаправленно. Не зря ему не понравилась экранизация Тарковского, потому что Лем совсем не личную драму Криса Кельвина и прочих людей ставил в центр...
Но, конечно же, обойтись без духа своего времени было невозможно, мало кто способен "выпрыгнуть" из плоскости бытия и своего времени :-)... Хотя, как мне кажется, как раз Лем из таких, из "выпрыгивателей" :-)


Понимание развития океана было бы полнее, если бы хотя бы маленький намек был со стороны автора о предназначении форм мимоидов. А так избыточные описания, попахивающие занудством и педантичностью. Но роман в любом случае событие, даже в наше время, когда акцентируют внимание только на описание мира и батальных сцен, а не человеческих чувствах.


Ну, может быть, мне сложно перепрыгнуть в теперешнее восприятие, я ведь первый раз Солярис прочёл ещё 60-е :-) Но меня, например, описания симметриад и мимоидов и прочая соляристика не напрягает (пожимаю плечами)


Это же вопрос сравнения) Взять Лема, Стругацких и современных Перумова, Орловского; если у первых рассматривается тема человеческих взаимоотношений, а фантастика идет как обертка, то у вторых наоборот: человеческие взамоотношения как наполнение красивого и красочного мира.


Да, и потому я выбираю первых и из современных приближающихся к ним :) Хотя вот в Солярисе тема молодого неопытного развивающегося бога на фоне людского... великолепно разрешена :)


Хотя мы с вами из разных поколений, я полностью солидарен)


Физический возраст и духовное единство - понятия из разных категорий :-)


Да, есть что-то вечное, объединяющее людей сквозь века) Деньги - одно из них))) Шучу))


Да, иначе бы мы не могли читать и понимать книги из других эпох и стран :-)


Он показывал частое явление: множество монографий и научных статей о какой-то проблеме и никакого решения. В реальности всё так и есть, например, доподлинно неизвестны причины происхождения человека или точно описан ход какой-либо болезни, но никто не знает, как её излечить.


Вы путаете описание процесса с его сущностью. Причина в гештальте, мне кажется. Происхождение человека неудачный пример, слишком мало данных и метод познания несовершенны. Я думаю, описание у Лемма - все-таки занудство.


Так и в "Солярис" мало данных и несовершенные методы. Разве не так?


Зачем же тогда приводить неизлечимые болезни, про которые мы знаем все (в разумных пределах), но которые не можем лечить по причины не незнания, а физической природы? Конечно несовершенны, столкнуться с неизвестным "разумом". Для описания явления множественности монографий хватило бы предложения, максимум абзаца. А так это просто занудство, которым Лем частенько страдает. Даже если это такой прием обыгрывания человеческой натуры - он очень скучный и затянуты. Можно было бы и лезвие Оккамы применить.


Потому что он создавал и прорисовывал мир.


"неизвестный из космоса" - мем для фантастики.



Солярис прадедушка многих современных произведений о далеких мирах.

Да, так же как из "Мы" Замятина выросли "1984", "О дивный новый мир" и, если не ошибаюсь,«451° по Фаренгейту»)))
Спасибо за рецензию!!! действительно, часто мы "пленники предзнаний"
Хорошо, что Вам удалось освободиться)))

согласна)))