Больше рецензий

Helen Gautier (oantohina)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 апреля 2022 г. 19:19

934

4.5 "День - это маленькая жизнь"

Для меня Александр Солженицын остается все еще одной из самых спорных личностей в литературе. Кто он на самом деле: лгун, предатель Родины, или человек, не побоявшийся пройтись по больным местам, разворошить палкой осиное гнездо? Кажется, уже прочитан страшный «Архипелаг ГУЛАГ», разложены по полочкам мысли после «Ракового корпуса», а сомнения как были, так они и есть. Почему-то не могу отгородиться от личности автора, ведь жизнь создателя множества книг бывает даже интереснее судьбы его персонажей,  а тут столько противоречивых мнений. И тут подвернулся случай познакомиться с рассказами Солженицына, с которых было бы логично начинать знакомство с автором. Предвкушаю открыть Александра Солженицына с новой для меня стороны, как в плане затронутых идей, так и со стороны ранее невиданных писательских фишек. Интересно, какой характер будут носить произведения в этот раз. Автор даст волю злобе и ненависти, или откроет перед читателями душу, поговорит о приятных вещах?

«Один день Ивана Денисовича» представляется мне одной из ступенек на подходе к «Архипелагу ГУЛАГУ», предпосылкой к труду всей жизни. Еще не созрело то ярое желание выплеснуть весь яд на сотни страниц, пока что только описание всего лишь одного дня из жизни зека, фокусировка внимания на важных моментах, полно выдающих всю жестокость тогдашнего режима. По сюжету Иван Денисович Шухов, или Щ-854, позволяет читателям окунуться в свой обычный будний день, только вот для счастливчика он начинается с чашечки чая со сливками и нырка в пуховые тапочки, а для главного героя – с грохота молотка об рельс, призыва к общему подъему. Дальше –страшнее. Нескончаемые проверки на лютом холоде, исправительные работы, где отрабатываешь свой скудный паек да баланду, поглощение «еды», по-другому и не скажешь. Причем, с каждой стороны поджидают опасности: на работах необходимо выполнить норму и без всяких выкрутасов отдельных личностей, пострадать могут все, не пускать на самотек состояние номеров на куртке во избежания последствий, никаких замедлений при постройке на проверку, ничего, цепляющего глаза, либо – карцер, а там до смерти рукой подать... На ум сразу приходит стихотворение из фильма «Схватка»: «Я ринусь в бой, достойный схватки. Последний на мой век. Живи и умирай сей день, живи и умирай сей день». Эти строки идеально подходят для повести «Один день Ивана Солженицына», так как каждый день главного героя проходит в борьбе с судьбой, с той страшной силой, которая может утянуть его на тот свет в любое мгновение. Обостряются чувства, испытываешь весь спектр эмоций, мечтаешь о будущем и возможных ее вывертах, уже покорно вспоминаешь прошлое. Вместе с ужасами тех условий, в которых проводили пять, восемь, десять, а то и двадцать пять лет, эти люди, внимаешь, опять же, мгновенности и ценности жизни. Одновременно, столько жажды жить, и столько непонимания, столько горя.

Александр Солженицын проносит нас через два рассказа, одинаково проникновенные и ранящие душу, чтобы в конце состава раскрыть нараспашку окно после перенесенной духоты и насладиться «Крохотками». Выстраивается смысловая цепочка из лагерного зека, праведной Матрены из деревни Тальново, самой природы, протягиваются невидимые руки, молящие о спасении свою Родину, родную землю. Судя по центральному положению "Матрениного двора", автор переносится в деревню, где, казалось бы, живут люди более нравственные, чьи души не изъела политика, но даже там есть место жажде оторвать кусок побольше, есть место беспринципности, когда не совестно душой покривить. Главная героиня – Матрена Васильевна, придерживается старых взглядов, живет по правде и не гонится за заслугами перед новой властью, не пытается изменить закрепившиеся за собой порядки. Долго Матрену пытались поколебать градом падающие несчастья, Великая Отечественная война, потеря любимого мужчины, шестерых детей, выход замуж не по любви... чего только не было на ее веку. Но конец для женщины был подготовлен страшный. Как и Россия, Матрена погибла из-за окружившего ее бесчестья и желания быстрее прибрать к рукам свое. Та простота, к которой она стремилась, удостоилась лишь театральных рыданий со стороны, якобы, близких людей во время похорон. Солнечная обстановка хаты с шебуршанием тараканов, мышей, сочными листьями фикусов канула в Лету, потеряно что-то душевное, сокровенное. Кроме того, имя Матрена переводится с латинского как «матушка», «мать семьи», «госпожа», что указывает на нее, как на символ России в целом. Порываются связи с историей, страна отдается на растерзание. Писатель к тому же подметил нелепость советской власти в случае с торфом, когда деревенские жители не могут воспользоваться по праву принадлежащие им энергоресурсы. Это то же самое, что выращивать полях леба, все, подчистую сдавать государству, но самому голодать, еле-еле переставлять ноги. Дикость какая-то...

Так бывает, что определенные дни закрепляются в памяти булавочкой благодаря какому-либо яркому моменту – особенно пылающему закату или сразу соединением нескольких составляющих. Читаешь особенную книгу, вдыхаешь аромат весенней гари, а за горизонтом будто феникс переродился... Думаю, это и составляет смысл жизни – вот так вот идти странником с палкой в руке и мешком за спиной да посещать новые земли в поисках впечатлений, которые навсегда сохранятся в памяти, по типу фотокарточек из альбома. Становится приятно, когда Александр Солженицын также примечает прелесть жизненных мелочей. Речь идет о «Крохотках», по-настоящему крохотных заметках, словно вскользь, второпях написанных автором, дабы не упустить момент, вовремя ухватить птичку за хвостик. Я впервые встречаюсь с такого рода жанром литературы, с миниатюрами, но даже в них есть свои прелести. Они – само отражение человеческого существования, механизмов нашей избирательной памяти. Даже к такой спорной личности, как Александр Солженицын, начинаешь внимательно прислушиваться сердцем, ведь нужно же иметь за душой какие-то нотки нежности и любви к окружающей природе, чтобы выдать подобную музыку из слов. Небольшое произведение заигрывает первыми солнечными лучами, отблесками от золотых куполов церквей, потрескиванием костра, даже разносится покрякивание утят. Свет и простота, ни капли злобы...

Не зря руки потянулись снова окунуться в прозу Солженицына; удалось не только заново, только уже с другими героями, пережить испытания ГУЛАГа, но и мысленно переместиться в тихую деревеньку, где живет Матрена с ее добродушной улыбкой и чистыми помыслами, насладиться природой родного края, придать особое значение обыденным, ежедневным вещам. Рассматриваемый сборник сам по себе являет надежду на счастливое будущее, когда небо не будет разрезано колючей проволокой, когда рассвет пробудит новые мысли, хорошее настроение, вместо неусыпного страха за свою шкуру. Любые ужасы изначально, сами того не понимая, стремятся к саморазрушению, главное – не потерять разума и пронести душу без единого пятнышка.