Больше рецензий

RESET

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июня 2013 г. 18:06

758

4

Ива склонилась и спит.
И кажется мне, соловей на ветке…
Это ее душа.

Насколько бы эмоциональным, читающим в душах и сердцах людей, одухотворенным и проницательным человеком я не была, мне никогда не понять всей глубины поэзии Мацуо Басё. И дело здесь не в недостатке мудрости и чувств, а в самой жизни. Я родилась не там, не в той стране, не с тем менталитетом. Мне не хватает легкости, иль простоты иль тонкости, чтобы увидеть цельную картину в трёх строчках хайку. Я слишком тяжеловесна для этого и смысл прочитанного ускользает от меня, подёргиваясь призрачной дымкой тумана. И я остаюсь в растерянности среди незнакомой мне природы, далёких мест и слов, имеющих так много значений, как веток в лесу.

Я начала своё путешествие по тропинкам Севера. Я прошла много ри пути, увидела причалы и раздвоенные сосны, и вишни поздние и раннюю росу, но не узрела в этом всём очарования. Ночлег мой неудобен был, я заблудилась в рисовых полях, продолжить хокку у жилища не смогла. Чужою оказалась средь людей, что развлекали себя вечерами сложением прекрасных форм литературных. У них – крестьян, торговцев и монахов всё выходило стройно и красиво, моё ж присутствие там было неуместно, поскольку слог мой был коряв и неумел. Коромо, Такадатэ, Митиноку – названия известные для местных лишь незнакомым звуком были для меня, что на губах катались дни и ночи, покуда я пыталась всё понять, во всё проникнуть. Но тайна их осталась скрытой для меня. Что говорить тогда уж о разгадке? Далёко, не изведано, не переплыть, не дотянуться. К душе японцев слишком сложно прикоснуться …

Комментарии


Хокку сродни фотографии. Он запечатлевают миг, красоту мгновения. И в то же время это точка зрения на окружающий мир.
Например, за моим окном светит яркое июньское солнце, дует прохладный легкий ветерок, лучи света играют на нежно-зеленых листьях молодой березы, создавая причудливую игру света, еле слышное, переливающееся колокольчиком далекое пение птиц. Все то же самое можно написать в хокку, но для этого нужно убрать всё, оставив суть, чтобы человек при прочтении мог представить себе. Представить красоту так, чтобы её суть осталась, но детали он мог выбрать сам. Такое сжатое описание красоты. Именно поэтому восприятие хокку возможно только при масштабном включении собственной фантазии. Путевые дневники Басе никчемны без вашей фантазии, без ваших воспоминаний. Вы же можете представить горы или море, или сосну на высоком склоне? Можете конечно. Другое дело как вы можете это представить. В общих чертах, или вплоть до одной единственной иголки сосны в её аромате и оттенках цвета.
Любое хокку может казаться чуждым, непонятным, но зачем обращать внимание на географические названия, на якобы чуждую культуру? Культура Японии куда ближе, чем кажется. А красота мира, которую описывает Басе, она ведь есть везде. Не обязательно ехать куда-нибудь на тропические острова, чтобы насладиться красотой мира, достаточно оглянуться, и увидеть красоту здесь и сейчас.
А если увидеть красоту, то открывается больше возможностей. Обращайте внимание на детали, и чем больше деталей будете видеть, тем лучше вы будете понимать суть вещей. Это залог той самой точки зрения, с которой воспринимали мир великие ученые, живописцы, скульпторы. Приведу пример: как можно максимально реалистично нарисовать бегущего коня, если не понимать принципы работы его мышц? Ответ: да никак.
Кстати, торговцы развлекались и вполне себе похабными стишками, они не всегда были столь утонченны, чтобы сочинять стихи о красотах природы.
Никакой тайны нет, лишь непосредственное восприятие мира. В некоторых разделах психологии выделяют два состояния восприятия - даунтайм(когда человек в своих мыслях) и аптайм (когда он весь в восприятии мира). Так вот, взгляд немного выше линии взора, ближе к горизонту, легкое сосредоточение на том, на что вы смотрите - и вот оно визуальное восприятие. Уже ближе к восприятию Басе) Или смотрите на человека, замечая мимику его лица, небольшие движения рук, наклон головы, ритм его дыхания - это тоже приближает к восприятию Басё.
А если не получается, есть например фильмы со схожей сутью, вроде "Весна, лето, осень, зима... и снова весна" Ким Ки Дука или "Тайна в его глазах" Хуана Хосе Кампанеллы.
Красоту мира стоит увидеть, а Басё лишь один из инструментов, причем не факт что лучший. Надеюсь я не зря написал столь длинный комментарий))


Конечно же не зря.:) Я соберу все эти детали, представлю каждое слово, каждую букву и сложу хокку. :)))


Я прочитала вчера Ваши слова и кончиком хвоста почувствовала, что это нужные мне сегодня слова. Для меня оказался понятен пример с фотографией, фильм Ким Ки Дука занимает особое место в моей кинокопилке. Хотелось этим поделиться, но я не знала, что следует из того, что совсем недавно в книжном открыла Басе, и в очередной раз поставила на место. Поэтому тихонько поставила плюс и неожиданно для себя написала историю на "Мне бы в небо".
Сегодня, пытаясь обьяснить себе свое отстраненно- уважительное отношение к хокку, в памяти всплыла Александра Захарова в "Формуле любви". Помните: "...амор. И глазами так... Амор!".
Часом раньше я спешила на работу и обводы уносящегося вдаль автомобиля сложились в слова: "Видеть жизнь, как хокку". Не очень благозвучно, как-то ванильно что-ли, но это нужная мне формула. Спасибо за подарок.


И вам спасибо)
Я то так и вижу жизнь, как хокку, когда есть время.


Это, наверное, следующая ступень: позволить хокку быть прикладной философией.


О_О


Красиво...


Спасибо, но всё-таки меня не хватило для полного погружения в атмосферу. Я искренне не знаю, как представить места, о которых не слышала и которые не видела. Может быть это придет позже. )


Не знаю, что вам ответить. Иногда бывает, что читаешь книгу и так живо представляешь описанные в ней места, будто сама там побывала. Но это редко. И от чего зависит, неизвестно. Вернее, слишком много факторов))