Больше рецензий

3 апреля 2022 г. 08:46

453

5 Путь Йоги

Беллур Айенгар – выдающийся индийский Гуру йоги, стаж практики и преподавания йоги которого – более 70 лет. Им написаны многие книги о йоге и саморазвитии.
Йога означает единение.
Единство души, сознания и тела. Конечная цель любых духовных практик – видение души. Йога освобождает ум из-под гнета тела и ведет его к душе.
Айенгар описывает философию йоги через три уровня. На первом – соблюдение ямы и ниямы, этических норм и законов, непоколебимых и не требующих доказательств. Второй уровень – это садхана, непосредственная физическая или дыхательная практика. Здесь йог постигает искусство асан (телесных поз), пранаямы (науке дыхания) и пратьяхары (успокоения чувств и ума посредством плодов от асан и пранаям. И, наконец, третий уровень автор называет богатством йоги. Он состоит из дхараны (концентрации или полного внимания, дхьяны (медитации) и самадхи (вершины йоги, состояния блаженства и единения с Универсальным Духом).
Айенгар сравнивает путь йоги с деревом. Корнем является яма и ее пять принципов: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (свобода от корыстолюбия), брахмачарья (контроль над чувственными удовольствиями) и апариграха (свобода от жадности и тяги к обладанию вещами сверх необходимости).
Ствол дерева – это нияма. Ее принципы таковы: шауча (чистота), сантоша (удовлетворенность, принятие других), тапас (рвение, усердие, энергичность), свадхьяя (самопознание) и ишвара-пранидхана (посвящение себя и всех своих действий Богу).
Отмечу, что Айенгар не призывал практикующих йогу бросать семьи и уходить в пещеры и вести там закрытую жизнь. Наоборот, он подчёркивал, что принципы ямы и ниямы может и должен соблюдать любой член общества, не важно какую социальную ступень в этой иерархии он занимает. Развивая тело, мы развиваем пути к душе. Очищая тело (правильным питанием, пранаямами, шаткармами), мы очищаем наш храм Души.
Но вернёмся к дереву йоги. Ветвями дерева Айенгар назвал асаны, которые приготовят тело к пранаяме. По сути, у современного общества, которое много сидит и использует машины для передвижения и стулья для сидения, очень закрепощаются ноги, в особенности, коленные и тазобедренные суставы. Сидеть и дышать со скрещенными ногами и прямой спиной становится невозможным и невыносимым для большинства современных людей. Поэтому, все асаны, как служили ранее, так и служат сейчас для одной цели – подвести нас и приблизить к позе лотоса, чтобы можно было практиковать пранаяму.
В дереве Айенгар сравнивал листья с дыхательной энергией. И ведь действительно, в перевернутом положении легкие напоминают дерево с листьями. Пранаяма гармонизирует дыхательную и кровеносную системы.
Защитная кора дерева соответствует пратьяхаре – движению чувств внутрь, то есть к концентрации. Древесный сок, несущий энергию всем частям дерева (как кровь в человеческом организме) – это дхарана (фокусировка на внутренней сути. Цветами дерева является дхьяна (или медитация). И, наконец, плоды йоги – плоды дерева – это самадхи (свобода, равновесие, умиротворение и блаженство).
Йога доступна для всех, не важно на каком континенте и в какой стране мы живем. Мы можем практиковать её в любом возрасте с учетом анатомических особенностей и аспектов здоровья. Мы можем начать практиковать веганство в любом возрасте и сравнивать результаты «до» и «после». Мы можем преумножать и транслировать свои знания о йоге в общество. Находясь в начале Пути, мы должны прикладывать чуть больше усилий, ибо успех любой практики – это выработанный навык. Мы должны быть внимательны к своему телу, постепенно углубляя асаны, избегая травм. Возможно, мы не достигнем самадхи, но обретем умение концентрироваться и медитировать. Ведь медитация – это «приведение сложного сознания к простоте и невинности без гордыни и высокомерия». Главное – научиться осознанности во всем теле, тогда медитацию можно будет практиковать при любых обстоятельствах.
Йога улучшает наше здоровье, его физиологический и физический аспекты. Энергия более свободно течет по телу, все суставы работают более слаженно, а мышцы укрепляются, а не раскачиваются.
В заключении хочется сказать, что йога – это не только философия, но и искусство: духовное, изящное (благодаря геометрии асан), целительское (йога и аюрведическая медицина идут рука об руку) и, наконец, исполнительское (гармония и красота человеческого тела в асанах часто вызывает восхищение).
От себя добавлю, уже около пяти лет йога присутствует в моей жизни. Я очень рада, что выбрала этот Путь – непростой, но очень логический, целостный, осознанный и наполненный. Надеюсь, у меня тоже получится стать учителем – проводником в этот особенный мир гармонии и единства. Ом!