Больше рецензий

5 июня 2013 г. 17:16

546

3

Сколько не читаешь художественной литературы, пусть и основанной на документальных событиях, но всё равно осознаёшь, что она условна. Даже если там говорится о конкретных событиях, которые автор долго изучал и точно воспроизводит — автора там не было, не было там и его лирического героя, поэтому все их слова так и остаются химерами разной степени прозрачности. Владиславу Шпильману не предъявишь обвинения в условности. Главный герой — музыкант по фамилии "Музыкант", и вот тут в художественном произведении можно уже было кривиться, дескать не мог автор чего половчее выдумать? А вот этот автор не мог. Владислав Шпильман ведёт дневники и описывает то, что видел сам, а не то, что реконструировало сострадательное воображение. И от этого оценивать книгу нелегко. Потому что писатель он так себе, но сама глыба того, о чём он повествует, требует уважения и внимательного изучения.

В варшавские дневники погружаешься постепенно. Поначалу сумасшествие происходящего почти незаметно, описываются лишь кратковременные неурядицы, потом всё больше и больше... И в какой-то момент ты понимаешь, что мал-помалу это выросло в чудовищную, гротескную, кошмарную картину. Одинокий человек в заброшенном городе, руины, холод, животное существование. У человека нет даже сил, чтобы лишний раз пошевелиться. И как верно он замечает сам — у Робинзона Крузо была хотя бы надежда, что рано или поздно он встретит человека. А у Шпильмана такой надежды нет, ведь встреча с другим человеком для него почти наверняка равносильна мучительной смерти.

Шпильман — огромной силы воли человек. Даже когда судьба совершенно от него отворачивается, друзья пропадают, а надежды на то, что его родные живы — никакой, он всё равно упрямо ползёт вперёд. Нечего есть, невозможно пошевелиться, от холода спирает дыхание, но он лежит и повторяет музыкальные сочинения и английский язык. Какой мужчина! Какой душевной силы человечище! А когда появляется немец, проявивший к нему доброту и стыдящийся поведения "коллег", возникает ощущение, что это поступок феноменальный. Да, это необычно, но вдумайтесь: на самом деле немец проявил не необычайные качества, а самые что ни на есть обычные, естественные. Накормить голодного, обогреть замёрзшего — абсолютно нормально, но для нацистского строя такая "нормальность" абсолютно дика!

От чтения этих дневников не получишь удовольствия, зато узнаешь, что там было и как при помощи "взгляда изнутри", И фильм с Эдрианом Броуди по этой книжке — очень точный, рекомендую.

Комментарии


Я вообще не знаю, как такие книги оценивать. Решила ставить пять звезд, в знак уважения автору, за пережитое им.
Тут ведь как: они не могут ЭТО держать в себе, не потому ведь пишут, чтобы снискать славы, надеюсь, поэтому литературные достоинства - это дело не первое и даже не второе.
Страшные, но нужные книги.


У меня так необычно наложилось: я параллельно читала "Пианиста" и "Благоволительниц", где в одной из частей рассказывалось про варшавское гетто. Только "Благоволительницы" от имени нациста написаны.

Эффект — в 2 раза ярче всё воспринималось.


Так убедительно написано, добавила в список.)
Дневниковая документальность, воля к жизни - как раз то, что меня привлекает в книгах.