Больше рецензий

aleynesorel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июня 2013 г. 07:37

60

5

Дочитав вчера эту книгу, я решила: обязательно напишу на нее рецензию! Хотя начинала читать с уверенностью в том, что это обычное легкое чтиво. Посмеюсь, да забуду. Но, когда дело дошло до эпилога, по коже побежали мурашки. ТАКОЙ концовки совершенно не ожидала. Я еще минут пять после этого сидела и смотрела в одну точку. Впервые в жизни я попалась на удочку автора. Впервые не смогла относиться к персонажу как к персонажу. Не могу - и все тут. Наверное, еще по той причине, что сама я только год как закончила педагогический университет. Только что по специальности я учитель русского языка и литературы. И в отличие от Лены у меня не хватило силы воли пойти работать в школу. А вот Лена несмотря ни на что - смогла!
Но дело тут в том, что все события, которые произошли с Елкой (как прозвали героиню дети), со мной случились на практиках. Поэтому еще на четвертом курсе я решила, что в школу не пойду работать. И совершенно не из-за школьников. Из-за этой ужасной системы, которая как раз таки заставляет учителей прогинаться под себя и заставляет почувствовать заложником обстоятельств. Хотя, наверное, я просто ищу себе оправдания. Впрочем, Лена-то тоже в итоге не смогла - написала же заявление на увольнение.
Сейчас в школе работает моя подруга-одногруппница. Она смогла выдержать в школе год, вот только в итоге ее заставляют уйти. И вот как раз ей пришлось выносить от "коллег" все то же.
Многие ситуации приближены к действительности. Когда Сова доводит красивую Наташу за длину юбки, Лена рассуждает:

"Ну почему учительница не имеет права одеваться красиво?! Кто это решил? Сова? Да она сама вульгарная, у нее вкус с рождения атрофирован. Будь ее воля — всех в рясы запрятала, глядишь, и сама за женщину сошла б."

. И действительно. Конечно, учитель должен одеваться по дресс-коду, но не в мешковину же!
Но не только из-за такого происходят разногласия между молодыми учителями и "старым" составом. Героиня озвучивает важную мысль:

"Уже несколько раз спрашивала себя: почему в институте в нас пять лет запихивали всякую ерунду и не учили главному: что делать, случись конфликт? Показывают же в женской консультации будущим мамам, как пеленать ребенка, как купать. А почему будущим учителям не объясняют, как себя вести, если ученик хамит или не делает уроки? Есть, конечно, практика. Но когда на задней парте сидит учитель, все спокойно: конвой на месте, под ружьем, попытки неуставных отношений пресекаются моментально."


И действительно, мы выходим из университета, совершенно не готовые к такому. Получается так, как и говорит Танюша:

"У нас же парадокс получается: педагогике учат те, кто сам в школе никогда не работал! Вы можете представить, чтобы будущих хирургов учил человек, который операционную только в кино видел?"


Помню, как на четвертом курсе столкнулась с тем, что с одним мальчиком из того класса, у которого я вела, подрался другой ребенок. Я долго не могла понять причину такой агрессии. А оказалось, что шестиклассник, который затеял драку, не совсем здоров психически. И вот тогда-то я и поняла, что не пойду работать в школу, так как совершенно не знаю, что делать в такой ситуации! Вижу себя со стороны: как в растерянности стою посреди коридора - они дерутся, а другие школьники снимают все это на телефоны. Вот уж ужас так ужас! Потому-то и "неудивительно, что еще перед дипломом больше половины нашей группы заявило: в школу — ни ногой!".
Не только из-за этих ситуаций я прониклась к героине такой теплотой. Многие ее мысли даже просто по поводу жизни были и мне близки. Например, тот момент, когда она рассуждает про отличия сказок про Буратино и Пиноккио. Преподавательница, которая вела у нас курс детской литературы, восхищалась "Золотым ключиком", говоря, что вот Буратино - настоящий ребенок, а итальянская сказка - просто морализаторская история. И многие ведь так и считают. А вот что говорит Лена по этому поводу (именно такие же чувства вызывают у меня эти две истории):

"А еще через несколько лет в руки попала другая книжка — Карло Коллоди. Опять увидев на обложке длинноносого хулигана, я уже хотела отложить ее в сторону, как вдруг взыграл спортивный интерес: а в чем, собственно, отличие? Чтобы Пиноккио переименовать в Буратино, одного желания мало. У них судьбы должны быть разные. Прочитала. Действительно разные. Нет, приключения-то похожи, но вот опять финал… Пиноккио в конце концов перевоспитался и стал настоящим, а не деревянным мальчишкой. Получил не свободу, не вид на жительство, а нечто более ценное — он стал человеком. И вот сегодня неожиданно поняла: удивительное дело! Была весьма поучительная сказка, а ее взяли и переделали под себя. Сделали такой, как хочется. Превратили в идеологию."


Про школу много говорят, пишут, снимают фильмы... Но вот было бы побольше таких книг, как эта, которая заставляет прочувствовать все, как происходит в действительности. И, главным образом, чтобы оставалась надежда: что у нас еще есть такие люди, как Танюша, как эта Лена. Да, героиня наивная, идеалистка, можно сказать, что в душе еще ребенок (недаром Сергей дарит ей серебряную ложечку, да и ключик от сердца преподносится тоже "игрушечным" образом). Сначала у меня сложилось впечатление, будто она пришла из другого века. Она ведь даже девочек называет словом "девчата" (все же сейчас оно не такое частотное в употреблении). И это васильковое, ее "счастливое" платье, тоже кажется не современным. Потому-то сильнее хотелось верить в нее. Что вот Лена хоть что-то докажет, что Лена сможет...
Я уже в начале заикнулась об окончании романа. Мне хотелось плакать в эпилоге, хотелось топать ногами от возмущения, злости - в моей душе просто клокотал фонтан эмоций. Но с другой стороны - по-другому и закончить было просто нельзя! Если бы автор сделала какой-то "веселенький" конец, книга бы точно так не затронула. И потом, я уже говорила, что Лена будто бы пришла к нам из другого мира - можно сказать, погостила, заставила что-то чувствовать других - как, например, того же Илью - и опять ушла к себе.
Растрогало и стихотворение, которая она посвятила Сергею. Оно хорошо стилизовано, с некоторыми "шереховатостями", но так тонко передает нежную душу Лены. Да, именно нежную. Несмотря на ее школьное прозвище, для меня она именно такая, которая молится за счастье любимого:

"Обмани меня, мой милый,
Жаль, не навсегда.
Дай побыть и мне счастливой,
Пусть лишь полчаса.
Будет больно… Это — после…
Обними сильней!
И пусть беды не коснутся
Головы твоей…"