Больше рецензий

23 марта 2022 г. 21:13

414

5 Непревзойденная Патриция Хайсмит и ее Незнакомцы.

Имя этой американской писательницы известно на весь мир благодаря написанным ею психологическим детективам, включая серию романов о Мистере Рипли . Ее дебютный роман (опубликованный в далеком уже от нас 1951 году) "Незнакомцы в поезде" практически сразу экранизировал знаменитый Альфред Хичкок. Фильм знаменит своими сценами: например, убийство девушки одним из героев, которое зрители наблюдают через упавшие с жертвы очки, или одна из самых сложных кинематографических хичкоковских сцен с бешено крутящейся каруселью. Фильм снят в 1951 году, и в тот же год был создан первый в СССР и Европе "компьютер" - Малая электронная счетная машина (МЭСМ). Он занимал целую большую комнату в 60 кв.м., а спецэффекты в кино создавать не был "научен". Это я к чему - пересмотрите эту сцену и поймете, насколько актеры рисковали своей жизнью! Кино относят к одному из лучших фильмов Хичкока, а также называют образцом классического триллера середины ХХ века.

Но вернемся все же к сюжетному оригиналу, который тоже заслуживает нашего читательского внимания. Итак, поезд. Он летит стрелой через бескрайние прерии по техасской земле. Два главных героя, которые едут в нем, вдруг сталкиваются с друг другом, завязывается ни к чему ни обязывающая беседа. Один из них, Гай, погружен в мысли о предстоящей встрече с женой Мириам, с которой он хочет развестись. Но ему все продолжает докучать этот случайный попутчик по имени Бруно. Все время завязывает разговор, навязчиво, настойчиво. Гай хочет уклониться, уйти, но постепенно беседа все продолжается и вдруг начинает становиться очень личной, откровенной. Гай открывает незнакомцу, насколько он хочет избавиться от жены (по слухам, она сейчас беременна от другого), а Бруно делится своей неприязнью, если не сказать, ненавистью, к отцу. Именно он предлагает Гаю "обмен" - совершить друг для друга убийства людей, стоящих на жизненном пути друг друга. Бруно готов доказать, что идеально именно двойное убийство - он убивает жену Гая, в то время, как Гай "оказывает" ему неоценимую помощь в избавлении навсегда от отца Бруно. Никто не свяжет их друг с другом, ведь они случайно оказались здесь вместе, они незнакомцы друг другу... Разумеется, это только завязка сюжета. И даже совершение убийств (да, они были совершены, но не расскажу как, дабы вы все ж не утратили интерес) - явно не конец книги. Так что же там еще?

Автор мастерски описывает психологическую составляющую двух таких непохожих на себя незнакомцев: Гая и Бруно - две стороны одного и того же, как осознает потом Гай. Да и Бруно не может остаться в стороне от жизни Гая, бесцеремонно вмешиваясь в нее снова и снова, навязывая свое общество прожигателя жизни, ставшим алкоголиком. Ощущения, мысли двух этих людей, рассуждения Гая (а через него, можно сказать, и самого автора) о способности любого человека совершить преступление, неотвратимости наказания, постепенное погружение этого героя в ад самобичевания и вины - все это щедрая авторская приправа к постепенному нагнетания саспенса. Будто поезд все мчится и мчится в бездну, и не сойти с него, ни спрыгнуть просто нет сил, а может, и желания.

И все же не могу не заметить, что концовка напомнила мне по ощущениям книги и фильмы тех времен: Убить пересмешника, 12 разгневанных мужчин... Полагаю, в то послевоенное время волновали общественность именно такие вопросы морали, вопросы общечеловеческого значения - жизнь и смерть, проявление воли и невозможность справиться с собственной природой, преступление и наказание. Эти темы "витали в воздухе", потому и не могли пройти мимо людей творческих. Такова была та эпоха.

В заключение, любопытные факты про саму Патрицию Хайсмит, почерпнутые из Интернета. Родилась будущая писательница в 1921 году, провела несчастливое детство рядом с матерью,  которая относилась к собственной дочери по сценарию "люблю-ненавижу". Став взрослой, поступила на некоторое время в Колумбийский университет, где проучилась недолго, а пошла работать - писала сценарии для комиксов, была продавцом в нью-йоркском универмаге... Патриция писала по вечерам и в выходные дни, мечтала стать писательницей. За свой труд и упорство была вознаграждена - после знакомства с Труманом Капоте поступила в артистическую колонию Yaddo, где был создан ее первый роман «Незнакомцы в поезде», опубликованный в 1950 году. В 1955 году опубликовала свой самый известный роман - "Талантливый мистер Рипли". Обрела финансовую независимость, стала путешествовать, и поселилась, в конце концов, в Европе: жила в Англии, Франции, Швейцарии. А ещё очень любила спиртное и не любила людей (часто оставалась в одиночестве, писала свои знаменитые детективы). Патриция Хайсмит за свои заслуги в психологическом нуарном детективном жанре была награжена Гран-При французской детективной литературы и Серебряным кинжалом ассоциации детективных писателей Великобритании. Ее романы включены в список «100 лучших детективов» английского писателя и критика Генри Киттинга

Комментарии


Прекрасная рецензия!


Благодарю)