Больше рецензий

21 марта 2022 г. 21:08

1K

5 Спойлер Звук треснувшего стекла.

Я верил в вас, как в Бога. Но Бог - это глиняный идол, который можно разбить молотком, а вы лгали мне всю жизнь.
Образ Овода тесно связан со всей ложью, которая обрушалась на него в юном возрасте. Он будто обвесил себя всем этим, о чем так же говорит его изуродованная внешность. Ложь близких отразилась во внешности так же искусно, как и плелась до раскрытия тайны. Причем, столь небрежно и с жгучим желанием задеть. Думаю, знай бы они, чем это обернется, придержали бы язык за зубами. Правда оказалась хуже любого кнута и физических побоев.
Не могу сказать, что Артур был отталкивающим, нет. Скорее, тут больше подойдёт - болезненное восприятие искалеченного человека, утратившего свою веру в людей и веру в Бога. Момент, когда он обратил свой взор на лико Господа, источала поистине сильную, отравляющую боль. Войнич потрясающе передает состояние Артура, что не остается сомнений - ему поистине больно и страшно. Цинизм это отдельный бальзам для души, потому что герой до одури харизматичный по своей природе.
Вид юноши, увлеченного ботаникой и так сильно и страстно верующего, начал меркнуть перед образом Овода. Мальчишеский смех, наивность, нежность и ребяческое блаженство сменились едким цинизмом, злобой, ненавистью и не менее мерзким принятием действительности. Он стал строг не только в отношении окружающих, но и в отношении самого себя. И Артур ведь прекрасно осознает, каким был нежным и рос белоручкой, и это прослеживается в диалоге между Джеммой и Оводом. Он принял свои слабости и боролся с ними.
- Скажи мне что-нибудь, - прошептал Монтанелли. - Подай хоть какую-нибудь надежду!
- Нет. Жизнь нужна мне только для того, чтобы бороться с Церковью. Я не человек, я нож! Давая мне жизнь, вы освещаете нож.
Монтанелли повернулся к распятию:
- Господи! Ты слышишь?..
Голос его замер в глубокой тишине. Ответа не было. Злой демон снова проснулся в Оводе.
- Г-громче зовите! Может быть, он спит.

Артура можно понять или не понять - автор даёт для каждого мнения море оснований. Его можно счесть чересчур ранимым и принять его дальнейшие действия полным дурачеством, не стоящим никакого внимания, тем-более, чтобы посвящать такой теме и такому герою роман. Или же, просто поставить себя на его место и воспринять всю историю именно его глазами: не забывая ни на секунду, что Вы - человек глубоко верующий и верящий всем и всему вокруг. Он тащил в себе этого загнанного ребёнка, убитого от предательства тех, кому он так страстно доверял. Окровавленной поступью он нёс его на своих руках, до самой смерти.
Как бы он не гневался на Монтанелли, его любовь была в разы сильнее. Как Артур просил Монтанелли отречься от Бога и выбрать его, доказывая, что его мучения реальны и осязаемы, и не имеют никакого сравнения с прописанным идолом, которому все так усердно молятся и доверяют свои жизни, свои мысли. Такая сильная сцена, без эмоций читать ее ну просто невозможно! Этель показала сильного человека, побитого и уничтоженного, но верного своим решениям. А плохо оно или нет, она выдвинула на читательский суд.
Овод приподнялся, опираясь о колено врача, и широко открытыми глазами посмотрел на распятие. Потом медленно среди мертвой тишины поднял простреленную правую руку и оттолкнул его. На лице Христа остался кровавый след.
Тяжело на душе после прочтения, но и приятно от того, что автор позволил прикоснуться к своей истории, прочувствовать ее и побыть в шкуре Артура. Повествование не показалось скучным, до устали наивным. Оно написано в духе своего времени. Не понимаю, к чему придирки в 21 веке у людей к написанному и к тому, как выражено то же мироощущение персонажей. Для такого романа книга довольна динамична и Войнич знает, куда бить. По крайней мере, мои болевые точки были найдены искусно. Отдельного восторга достойны диалоги, особенно к концу, когда Овод раскрывает свою душу. Очень сильно.

Прочитана в рамках игры Борцы с долгостроем! Тур №114