Больше рецензий

21 марта 2022 г. 17:19

468

5 ПЕРВЫЙ(АЯ) СЕРИЙНЫЙ УБИЙЦА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Данное произведение входит в школьную программу в некоторых образовательных учреждениях и по праву считается русской классикой, относящейся к эпохе XIX века. Первое, что "бросается" в глаза, это отсылка в названии к произведению Шекспира ("Макбет", только с ударением на второй слог), и неслучайно: читавшие шекспировскую пьесу уже будут готовы к тому, что будет происходить в очерке, и их поразит разве что только тот факт, что Лесков преподносит нам в качестве демонической фигуры женщину.

Катерина Львовна считается первым серийным убийцей в русской литературе вообще, и ее образ достаточно сложный. С одной стороны, мы видим, что она совершает ужасные, совершенно аморальные поступки без угрызения совести, то есть у нее отсутствует какое-либо осознание моральности и наказания за преступления. Это наводит на мысль о том, что в своем психологическом развитии она осталась на стадии ребенка, ее поведение соответствует именно данной ступени, когда человек просто делает то, что хочет, не осознавая, что не всегда это правильно. С другой же стороны, можно сказать, что для 24-летней женщины купеческой среды она достаточно выдающаяся, ей известно, что такое любовь, и она смогла доказать, что готова на все ради Сергея, своей настоящей любви, с которым она, к сожалению, по воле обстоятельств познакомилась только уже будучи в браке. Также, четко прослеживается и параллель с Катериной из "Грозы" Островского: здесь и трагическая судьба, и одинаково мотивированный конец главной героини, и религиозные отсылки, и неразделенная любовь, и само имя.

В произведении одной из главных проблем можно выделить степень соотношения грехов и поступков. Автор предлагает нам сравнить поведение двух героев, по-своему нам неприятных: Катерина Львовна, зверски и равнодушно совершающая страшные преступления ради любви, и Сергей, бросающий свою "возлюбленную" на каторге и безжалостно заявляющий, что никогда и не любил главную героиню.

На мой взгляд, в очерке присутствует мистико-религиозный подтекст. В плане религиозности это касается совершенных преступлений, именно третье из которых (магическое и священное число), убийство невинного ребенка, обнаруживается при довольно странных, как мне кажется, обстоятельствах: деяние происходило ночью, скорее всего, не на первом этаже, и все равно снаружи, издалека, крестьяне заметили, как ребенка душат. Совпадение? Предлагаю каждому из нас для самого себя решить, насколько это реалистично)

Что же касается мистической стороны, то, как уже было упомянуто, здесь не исключено вторжение потусторонних сил, а также очень символичен сон Катерины Львовны после первого убийства: ей снится кот, кажущийся реальным, но на деле — его нет. И не забываем, что наличие кота практически в любой культуре свидетельствует о принадлежности к ведьминской сущности! Сюда же можно отнести и сравнение каторги с адом.

В заключение хотелось бы отметить динамичность произведения: для очерка, такого маленького по объему произведения, происходит достаточно колоссальное количество действий, сюжет совсем не стоит на месте, а каждое последующее событие — все более и более ошеломляющее. В литературоведении даже принято считать каждую главу как за самостоятельную часть, законченный лубок. Финальный вердикт таков: пьеса обязательна к прочтению для всех, кто еще не был с ней знаком

Комментарии


Интересный отзыв, спасибо !