Больше рецензий

13 марта 2022 г. 14:41

345

3

Что. Это. Было?

Мне очень нравится, что американские писатели так интересуются русской культурой и историей. Нравится, что они стараются придать знакомым всем с детства сюжетам какой-то новый облик, переработать или добавить что-то своё. С «Бессмертным», на мой взгляд, получилось уж слишком. В начале я была в восторге от того, как Валенте решила смешать фольклорные мотивы с послереволюционным Ленинградом и коммунистическим строем, а потом эта мешанина перестала мне казаться необычной и глубокой. Потому что это – мешанина. И даже если главная героиня, Марья Моревна, проходит классический сказочный путь с добавленными Валенте коммунистами, Второй Мировой войной и периодической попыткой уйти в философию, я всё равно не смогла принять эту книгу, даже когда сердце билось от красивого, витиеватого слога автора, смесью Пушкина, фольклора и чего-то нового, жёсткого и тёмного. Марья Моревна, Кощей Бессмертный, румяный Иван, домовые, жар-птицы и сказочный Буян – всё это было узнаваемым, родным, но абсолютно не соединяющимся воедино.

Стоит сказать, что всё же работа над книгой была проведена значительная: классическое кумулятивное фольклорное построение сказки перемешивалось с потрясенным после революции Ленинградом (а после – даже блокадным), и пусть это всё было чудно, принять сказочность среди происходящего тогда ужаса представлялось возможным, уход от реальности в сказку – тоже. На страницах романа очень много горячих и немного неприятных сцен, и от этого, опять же, снова было странно – лично мне не хотелось знать о подробностях сексуальной жизни Кощея или Бабы Яги, ровно и как видеть акценты нас сексе с человеком и нежитью. Это всё создало уникальную и непонятную для меня историю. Выбор Марья между Жизнью и Смертью – главная философская дилемма всей книги. И мне непонятно, почему кровожадная, тёмная Марья с винтовкой наперевес тянулась к жизни, а Кощей местами вёл себя как подросток. Когда всё кончилось, я поняла, что это было очень странное фэнтези с замахом на то, что мне понять не под силу. Знаю, что многих проняло.

Источник