Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 марта 2022 г. 23:53

210

3

В сложные периоды лёгкие сюжетные книги с предсказуемо счастливым финалом - моё надёжное лекарство и противоядие от реальности. Перепробовав кучу авторов, я снова и снова возвращаюсь к милым, пусть и несколько шаблонным историям Виктории Холт. К сожалению, лучшие из них я уже прочитала, и остаётся только надеяться случайно наткнуться на что-то особо интересное (с другой стороны, и планка ожиданий тоже снизилась). Но пока «Шёлковая вендетта» пополнила список самых слабых романов из прочитанного.

Место и время действия традиционно - Англия и Франция, викторианская эпоха (конец XIX века). Набор декораций соответствующий. Фамильные поместья со строгой иерархией слуг и господ как отправная точка истории, Лондон для дел, Флоренция для медового месяца, Париж и южные виноградники для залечивания любовных ран. Среди героев довольно большие разброд и шатание, что как раз отлично выделяет роман из череды таких же и не позволяет с лёгкостью срисовать сюжетные ходы по аналогии, скажем, с «Джен Эйр». Главная героиня Ленор воспитывается практически на равных с детьми шёлкового магната, пока её бабушка творит свои удивительные наряды, становящиеся гвоздём каждого сезона. Мать мертва, отец не известен. Впрочем, отсылка в самом начале к соперничеству двух семей-производителей шёлка - англичан и французов, которые ещё и являются родственниками, позволяет сразу сделать некоторые умозаключения. Вопреки названию роман посвящён не столько соперничеству и мести, сколько судьбе Ленор, которая за те пятнадцать лет, что мы за ней наблюдаем, проходит через разные этапы и периоды. И, надо признать, что кроме буквально нескольких судьбоносных моментов, всё у Ленор складывается довольно гладко - её неизменно окружают любящие друзья и родные, любое начатое дело спорится, а в кризисные моменты сама жизнь подбрасывает готовые решения. Впрочем, чтению это не сильно мешает.

Почему же всего три балла при вполне неплохом сюжете?
Прежде всего, из-за героев. К Ленор претензий нет, но её бабушка - на редкость токсичная, как сейчас модно говорить, особа, которая полностью руководит жизнью внучки и фактически сама принимает за неё решения. Даже в конце XIX века это уже перебор - выпихивать сомневающуюся девушку замуж в 17 лет за достойного парня только для того, чтобы «спокойно умереть» (спойлер: старушка протянет до конца романа), но решать за почти 30-летнюю женщину, кто ей больше подходит, - это вообще нонсенс. Что интересно, старушка при этом является сугубо положительным персонажем. Второе - это мужчины. Два претендента на руку героини из трёх - это снулые рыбы. Нет, они вполне себе хорошие парни, в жизни я бы Филиппа и молодого Дрейка точно одобрила. Но для романа этого мало. Нет искры, нет пламени, слишком жизненно. Правда, когда я уже совсем смирилась с таким положением дел, в роман в соответствии с законами жанра таки ворвался приличный демонический мужчина, но - женщинам не угодишь! - осталось слишком мало страниц для раскрытия образа, как следствие, он получился гораздо более утрированным, чем нужно.
Могу ещё традиционно поругать перевод, вспомнить слабые диалоги, слабо отвечающие духу времени, перепрыгивание с пятого на десятое, многочисленные повторы текста (ту же историю семьи герои пересказывают раза три так точно), повторяющиеся мотивы (праздник винограда уже был в другом романе) и, наконец, неубедительное объяснение некоторых моментов. Сложно, к примеру, предположить, что можно не узнать сестру девушки, с которой у тебя недавно был роман (внешность и фамильные черты в те времена не слишком изменишь).

Не совсем то, чем бы мне хотелось занять себя на выходных, но и без откровенного раздражения.

Комментарии


А меня в сложные времена тянет в отвлеченное и фантастическое. :)


У каждого свои методы, да. :)
А есть любимые "антистрессовые" авторы или просто любую книгу жанра выбираешь?


Нет, методов никаких, но почему-то вдруг очень хорошо пошла книга про алхимию и герметику, которая болталась в списке годы. А от нее так много цепочек к другим авторам.


Знакомо. :) Люблю, когда книги выстраиваются в смысловые цепочки.