Больше рецензий

garatty

Эксперт

Дилетант Лайвлиба

18 мая 2013 г. 07:16

2K

5

Кто говорит: “Я мыслю и знаю, что это по меньшей мере истинно, действительно, достоверно”, - тому нынче философ ответит улыбкой и парой вопросительных знаков. “Милостивый государь, скажет ему, быть может, философ, - это невероятно, чтобы вы не ошибались, но зачем же нужна непременно истина?”


Это то, что нужно. Вот оно то самое бунтарское, необузданное и оригинальное. Даже на сегодняшний день это ново и своеобразно до такой степени, что не может не вызвать эмоций, причём очень часто отрицательных. Впечатление от концепции Фридриха Ницше варьировалось от приятия до крайнего неприятия. А это прелюбопытно. Всегда меня интересовали мнения противоположные моим, несогласные и противоречивые. Ведь и неинтересно читать мысли, которые во многом сходятся с твоими. Получается повторение одного и того же. А здесь проблема и конфликт. Это провоцирует на размышление.

Итак, пришло время заглянуть по ту сторону добра и зла. И читая первый отдел этой книги, я был поставлен в тупик автором. Он назывался “о предрассудках философов” и в нем Ницше пытается раскритиковать различные устоявшиеся и популярнейшие философские концепции своего времени.

Все они дружно адвокаты, нежелающие называться этим именем, и даже в большинстве пронырливые ходатаи своих предрассудков, называемых ими “истинами”.


По большому счету его критика мне была недоступна в виду того, что я не сильно знаком с этими концепциями, но всё же это было интересно. Называя наличие каких-то привязок и зацепок за какие-то концепции - недозволительным предрассудком и глупым догматам. Ко всему прочему он называет концепцию любого известного философа продуктом его собственной морали. Что их концепции необъективны и частенько притянуты за уши и подстроены под их убеждения. Если припомнить, то Бердяев именно такое и давал определение экзистенциализму - полное погружение своего Я, своей сути, морали и убеждений в свою философскую концепцию и диалектику.

Одной из основополагающих идей этого трактата является идея о том, что дух возвышается только благодаря страданию. Не добро и комфорт возвышает, а именно негативное и отрицательное. И именно область эмоционального страдания возвышает. Не какие-то там познания или чтения книжек, а именно грубое, злое, преступное и яркое является пищей для духа. Дух не растет в тепличных условиях. И с этим во многом сложно не согласится. Но тут же Ницше говорит о том, что сострадание – это глупость и безвкусие. Что жертвенность – это пошлость и опять же безвкусие. А с этим не то что сложно, а невозможно согласиться.

Кто как не Ницше мог сказать, что сострадание есть страшная глупость и узость ума. Дайте человеку нормально пострадать! Эта мысль как минимум занимательна. А занимательности ей добавляет небольшое пояснение - сильные впечатления делают личность сильнее. А сильные впечатления всегда негативные.

Немного поразмыслив, мне пришло в голову, что возможно Фридрих первично отрицал сострадание по отношению к себе. Ведь всеобще известный факт, что он всю жизнь мучился различными болезнями и головными болями, и бог знает, чем ещё, и, возможно, сам частенько становился жертвой непомерного сострадания знакомцев и незнакомцев и тем самым стал отрицателем сострадания, как факта. Если для себя он считал сострадание оскорбительным, то и проявление своего сострадания к другим почитал за оскорбление. Причем он сам ставит Канту в упрек то, что он своё нутро и свою сущность вкладывает в свою философскую концепцию и тем самым как бы говорит: "Видите, что я чувствую и думаю? Вы должны чувствовать также и думать также." А сам в своей работе делает то же самое. Хотя он скорее проводит иную мысль. Он проводит мысль, что концепция Канта стала догматом для множества людей и, что это выглядит глупо. Так как его концепция – это лишь его нутро, его сущность, его мораль. А свою концепцию он догматом не считал. Правда, в итоге она все равно стала для многих догматом.

Всё-таки чужд Ницше русскому духу со всем своим аристократизмом, с этим делением людей на господ и рабов. В то время как выдающиеся умы России размышляли над тем как бы им сблизиться с простым народом и его простой мудростью. Чтобы произошло единение всех людей. Ницше говорит, что рабы необходимы. И что господам, людям "свободного ума" необходимо всячески поддерживать свою отстраненность и оторванность от людей низших. Он говорит, что нужно показывать им кто господин, а кто холоп своим отношением. Непомерная гордыня и самомнение сквозят в каждом его слове. Простые люди, по его мнению, скучны и у них отсутствует "вкус". А наличие вкуса у человека Ницше возводит почти в высочайшее значение.

Что за издевательство? Думал я, натыкаясь на очередной кусок текста на латинском или французском языке. Непереведенный ни автором, ни редактором. Из-за этого терялся смысл некоторых отрывков и идей философа. И я уже начал думать о нерадивости редакторов, когда наткнулся на кусок текста на древнегреческом языке. И тут я понял, что это Ницше так забавляется. Усложняя текст, чтобы человек читавший порылся и поискал ответ. Старый усатый гордец. Всё пытается сделать непонятным и сложным. Всё, чтобы отгородится от черни, от низшего класса. Я всегда был противником ненужного усложнения, а Ницше же наоборот говорит, что простота – это пошлость и безвкусие. Это не аристократично и фи. Что ж. Я не собирался тратить время на поиски перевода этих фраз и пускай восприятие будет отрывочным. А Ницше всё-таки тот ещё фигляр.

“Это не нравится мне”. – Почему? – “Я не дорос до этого”. – Ответил ли так когда-нибудь хоть один человек.


Да-да-да. Слышали, знаем. Всё всем, по мнению философов, нужно до чего-то дорасти. А не думал ли автор, что ему самому нужно дорасти до простоты изложения? Нет. Потому что считал простоту – безвкусием и уделом рабов. Зачем быть понятным для рабов?

P.S.

Вместе с силой духовного зрения и прозрения человека растет даль и как бы пространство вокруг него: его мир становится глубже, его взору открываются все новые звезды, все новые загадки и образы.