Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 марта 2022 г. 23:52

233

3 Одинокие в собственном мире

Вряд ли это тот вариант литературы, под которую можно расслабиться и хорошо провести время. С другой стороны, медленное развитие сюжета, наполненность его мелкими бытовыми и далеко нелицеприятными подробностями захватывает и отталкивает одновременно. Паскалю Киньяру очень хорошо удалось передать саму атмосферу растерянности и разочарования первых послевоенных лет. Времени, когда царила разруха – как в окружающей действительности, так и головах простых людей. Не успела уйти одна власть – фашистская – как на французскую землю пришли другие господа – американцы. С гордой поступью победителя, снобистскими взглядами и неприкрытым эгоизмом стали они занимать лучшие замки для своих генералов, земли – под бесчисленные военные базы, а местных девушек – для своих плотских утех, благо изрядно поредевшее за годы войны мужское население не могло в полной мере удовлетворить истосковавшиеся по ласкам тела.

На этом фоне растёт новое поколение французской молодёжи – те, кто не очень-то помнит войну, или просто старается её не вспоминать, те, кто лебезит и преклоняется перед победителями, перенимает их моду и взгляды. Превозносит вторгшихся победителей на пьедестал. Одновременно, влача жалкое существование, подобно главному герою Патрику, стремится выжить, шаря по вечерам на мусорных свалках около американских военных баз – в поисках объедков тех, кого сами пустили на собственную землю. Эпоха, когда старые идеалы не прошли проверку испытанием, а новые оказались искажёнными действительностью и завуалированы дымкой «пьяного тумана». Того самого, что застилает глаза эйфорией от пережитого, осознанием того, что с окончанием войны все испытания закончилось. Хотя на самом деле всё было впереди.

У небольшого в сущности романа есть как свои положительные, так и отрицательные стороны. К последним я бы отнёс неприкрытую наготу реализма. В погоне за отображением действительности Паскаль Киньяр выносит на суд зрителя самые нелицеприятные стороны обыденной жизни тихого провинциального послевоенного городка. Здесь и многочисленные бордели, и жизнь трущоб, и одержимость плотской страстью, недостойное поведение победителей, грубейший расизм и многое другое. При этом автор не щадит читателя, в деталях описывая то, что при иных обстоятельствах оставили бы за скобками. Так, после ублажения плоти главного героя по его рукам стекает липкая сперма, американские солдаты имеют француженок прямо у стены за углом увеселительного дома, а сами дамы, не чураясь похоти и морали, отдаются на милость победителя. А может они попросту пытаются выжить? Так или иначе, вряд ли возьмусь судить тех, кто жил в то непростое время. Не делает этого и автор.

И это стало для меня явным плюсом романа. Паскаль Киньяр на протяжении всего повествования ни разу не берёт на себя функции судьи, не навязывает своё мнение, а просто прилежно констатирует факты, даёт возможность читателю самому сформировать позицию и вынести вердикт. Лишь намёками оговаривается рост в стране позиции компартии, зато множество антиамериканских лозунгов в речах героев – по большей части второстепенных. Вообще, уже с самого начала в романе обозначается сложность и противоречивость позиций. В то время как одни преклоняются перед американцами, на стенах всё чаще появляются надписи вроде: «Американцы, пора домой!», «Долой американскую оккупацию» и т.п. Пройти это нелёгкое превращение придётся и главному герою Паскалю, а его отношения со знакомой детства француженкой Мари-Жозе и американской девушкой Труди станет ярким воплощением этого. «Он хотел её, она же мечтала сбежать». Был ли у этой истории иной финал? Сама атмосфера постоянно витающей над героями тревоги, ожидания чего-то бесповоротного и непоправимого говорит сама за себя.

После прочтения «Американской оккупации» ещё долго остаётся ощущение некоего послевкусия. По большей степени негативного – ощущения безысходности и разочарования. Все герои постоянно общаются друг с другом, но на самом деле далеки. Они не замечают чужой боли, погрязнув в собственной, уходят в себя и в итоге оказываются оторванными от действительности. Кто-то мечтает сбежать, а кто-то просто выжить. И всё это – на фоне непростых для Франции и мира 1960-ых.

Прочитано в рамках Открытой книги, 108 тур.