Больше рецензий

skorkin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 мая 2013 г. 20:45

789

3

Прочитав новую книгу Пелевина, понял, что Виктор Олегович устал. Упаси, Б-же, не выдохся, а именно устал. Из года в год он ведет летопись социальных трансформаций постсоветской России. В этот раз Пелевин заявил свой личный протест – «писать об актуальном мне тошно». Читающая публика ждала от него отклика на неудавшуюся революцию «рассерженных горожан» (кстати, на площади ходила в основном его читательская аудитория). Пелевин и откликнулся, вставными раздраженными кусками, по которым хорошо видно, как он относится к происходящему в России. Понять Пелевина можно – когда все ждут от тебя злободневного памфлета, есть соблазн «кинуть» на ожидания. Однако, то, что автор предложил взамен сиюминутному, на вечное уж никак не тянет.

Пелевин нырнул в пучину метафизики, милых его сердцу буддистских парадоксов и прочей, ну будем, называть вещи своими имени, чуши. В Пелевине всегда боролся социальный сатирик и метафизик. Иногда эти ипостаси перемешивались в алхимической реторте и выходили шедевры, такие как «Чапаев и Пустота» или «Generation П». И буддистские идеи ухода в нирвану из умножающей страдания бренной реальности могли вызвать катарсис – у меня такой эффект, например, вызвала повесть «Зал поющих кариатид» (вообще, это одна из лучших повестей русской литературы нулевых). В «Бэтмене Аполло» Пелевин полностью отказался от социальной составляющей. В журнале The New Times новый роман Пелевина охарактеризовали коротко и ёмко: «Нужно изменить восприятие, а не порядок вещей. От порядка вещей нужно бежать. Лучше всего бежать в буддизм».

В итоге чтение объемного романа превратилось практически в испытание. Безупречно написанный, как и прежде, текст оказался просто невыносимо скучным. Терапевтический характер пелевинской мизантропии в новой книге создает обратный эффект. Мы уже в курсе, что жизнь бессмысленна, а человек – ничтожный дурак, спасибо, можно не повторять в десятый раз.

Мне кажется, что дело тут еще и в человеческом, слишком человеческом. Пелевин начинает стареть – ему надоело уже писать «для нас», и хочется написать «для себя». Уже не надо ничего доказывать и объяснять. Гуру может и чудить. Печально, однако, что это «для себя» оказалось набором из солипсической галиматьи и буддистских коанов. Стариковская раздражительность проявилась не только в неприятии читателя. Например, “порадовал” у Пелевина выпад в адрес Владимира Сорокина – мол, тебя приняли в буржуазных гостиных, а я выпорхнул легкокрылым бэтменом в вечный покой, из всей этой суеты. Мне сразу представился пожилой Виктор Олегович, скачущий в костюме Бэтмэна по Тверской, упиваясь своей внутренней свободой.

С фактом того, что наши кумиры начинают сдавать, всегда примириться трудно. Но, в конце концов, писатель – это всего лишь человек, со своими взлетами и падениями, неврозами и просветлениями. Будем надеяться, что «Бэтмен Аполло» был «шуткой гения». Времена в России наступают мрачные, а для сумрачного и злого таланта Виктора Олеговича – это теплица.

А вообще, книжка про вампиров, типа “Сумерек”.

Комментарии


Да, в целом, верно все отмечаете.
Как мне показалось, резкий скачок роман делает ровно посередине, на 50%: до этого была смертельно скучная эзотерика, а потом как-то резко пошел экшен. И очень неплохой, по-моему. (Я пока не дочитал, сейчас на этом экшене сижу, пока нравится.)


А мне вот надоел экшен: в других книгах его полно, в кино. Хочется незамутнённой живительной эзотерики.


Да ну не хочется же :-)
Вон она, эзотерика, полными стеллажами в специализированных отделах стоит — там нам и турбо-суслик, и живительная уринотерапия, и чистка чакр. Бери — не хочу.
Олегыч просто разбавил ее чуть буддизмом, чуть либеральным дискурсом, получилось, по-моему, мертвовато, поскольку основной ингредиент все-таки — эзотерика :-(


Много с чем не согласен.

...устал. Из года в год он ведет летопись социальных трансформаций постсоветской России...


А так ли это? На мой взгляд, если и так, то лишь отчасти. Пелевин всю дорогу писал не об обществе и протекающих в нём процессах, а о ценностях, царящих в этом обществе, содержании умов и душ, т.е., по сути, метафизических вещах. Чего он упорно и продолжил гнуть в данной книге. Как и все его предыдущие произведения, здесь сделана попытка насильно вытолкать читателя из состояния социальной обусловленности, частью которого является и "гражданская позиция", и политическая активность, и прочее и тому подобное! Так что, не устал он, и не протест выразил супротив актуальности, а вполне остался верен себе. Вот вы говорите, метафизика, буддизм - это всё чушь. А что не чушь? Да, во вселенских масштабах - всё полная чушь! Человеческая жизнь - вспышка, мгновение, круги на воде...
Между прочим, социальный сатирик и метафизик в Пелевине, ИМХО, никогда не боролись - а наоборот отлично уживались, только вот социальная сатира у него направлена не на социальные проблемы, а на духовные. А духовные проблемы никакой революцией решить невозможно. Кстати, по поводу "раздражённых кусков", стоит учитывать, что роман написан от лица представителя господствующих "злых" сил. Их отношение к копошениям в низах - соответствующее.
Зачем Олегыч пилювал в сторону Сркна тоже не понял, хотя он вообще и раньше злоупотреблял возможностью из текста по кому-нибудь "пройтись". Но Георгич ведь и правда своими "имперскими" выдачами про "новую Русь" играет на руку "режиму завинчивания гаек", в какой-то степени, так что, может и заслужил.


Обязательно буду читать. Обожаю Ампир В, а тут продолжение. Чистый кайф.


А вообще, книжка про вампиров, типа “Сумерек”.


Ампир V Первая часть книги была написана задолго до Сумерек и на мой взгляд ничего общего с Сумерками не имеет. Не знаю что там Пелевин написал в Бэтмене. Неужели девушка бегает и выбирает между двумя парнями вампирами? В чем схожесть книги и фильма? Или если и там и там ГГ вампиры, то это уже для вас схожесть? :)


Это была ирония


Полностью согласен, только почему же "сдавать"? Пришла в голову идея продолжения, автор не устоял перед искушением. Роман производит впечатление написанного "на выдохе" - такое тоже случается со всеми. Досадно, что читатели зачастую так торопятся заклеймить автора (который сам их и приучил, что от него ожидать).