Больше рецензий

27 февраля 2022 г. 14:39

19

5 Одна из лучших книг года!

"К началу 1890-х годов Толстой...становится колоссальной духовной величиной, влияние которой в России сопоставимо только с властью царя и православной церкви. Его мировой авторитет... растет как снежная лавина. Он превращается в философа уровня Лао-цзы и Конфуция, Шопенгауэра и Ницше".

До книги Басинского я не осознавала до конца масштаб личности Толстого. Да, я читала много его книг, просто. наслаждаясь сюжетом, ходом авторской мысли, красотой и образностью языка. О том, что Толстой был не просто известным романистом, а одним из величайших философов века, я даже не задумывалась.

Возможно поэтому книга "Лев Толстой. Бегство из рая" стала для меня откровением. Павел Басинский проделал колоссальную работу и создал настоящий документальный роман о жизни и духовном пути Толстого. Формально книга посвящена уходу писателя из Ясной Поляны в 1910 г., но по сути автор реконструирует всю жизнь Льва Николаевича, позволяя читателю самому разобраться в причинах его драмы.

Книга получилась не просто интересной и документально точной, а еще и невероятно захватывающей. ​Жизнь Толстого представлена как история духовного роста, усилия превращения обычного человека, помещика и семьянина, в пророка. Он создал сам себя, как одну из своих книг. Неудивительно, что все они отчасти автобиографичны и у ряда героев есть прототипы среди близких писателя. Сестра Софьи Андреевны, Таня стала прототипом Наташи Ростовой. Брат Толстого, Сергей- это Андрей Болконский. Мать Толстого, умершая, когда ему было всего 2 года, - княжна Марья. А сватовство Левина к Кити в "Анне Карениной" детально совпадает с тем, что было между Толстым и Соней Берс.

История личности Толстого показана через призму его трудных отношений с Софьей Андреевной, с детьми, с другом и последователем Чертковым. Автор рассказывает про духовный переворот Толстого, про отлучение от церкви, про неприятие славы и концепцию "непротивления злу". Поразительно, что несмотря на всемирное значение его философии, в основе личной трагедии писателя лежали дрязги с родными и близкими по поводу литературного наследства.