Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 мая 2013 г. 00:18

303

4

Есть люди, которые за жизнь успевают примерить на себя десятки масок. А есть те, чья единственная маска настолько срастается с лицом, что превращается даже не во вторую натуру - в первую. Что скрывается за ней - не разглядеть. Такова поэтесса Миэко, элегантная дама, сильная личность, центр притяжения и одновременно недоступная небожительница с непроницаемым лицом. Стоит ли удивляться тому, что вокруг неё всегда бродят толпы учениц, а невестка погибшего сына превращается фактически в дочь и секретаршу, забыв о собственной родне?.. А поскольку девушка сильно интересует двоих друзей, молодые люди начинают что-то вроде изучения характера Миэко. Собственно, данный квартет героев и их разговоры о прошлом и настоящем и составляют костяк романа. Плюс на все эти разговоры сильное влияние оказывают интересы четвёрки - природа духов, потусторонние силы, спиритические сеансы. Так что действие романа оказывается скрыто под некоторым мистическим флёром. Впрочем, никакие привидения здесь шастать не будут - хватит и того, что могут учудить люди.

Роман очень сильно напомнил "Ключ" Танидзаки - та же одержимость людьми и идеями. Только там были сексуальные фантазии, чувство собственничества и весьма своеобразная, но всё же любовь. Здесь всё гораздо хитрее. Миэко - тонкий игрок, достойный любой эпохи дворцовых переворотов, её манипуляции сложны, масштабы её идей грандиозны, а тайны прошлого надежно сокрыты, так, что только случайность и неосмотрительность молодости позволяют им выплыть наружу. Слишком много себя вкладывает Миэко в эссе о жемчужине классической японской литературы. По поводу эссе, кстати, позволю себе побрюзжать - "Гэндзи-моногатари" я не читала, имею только общие представления о сюжете, поэтому стопка страниц анализа незнакомой книги и её героев - сомнительное удовольствие, да оно к тому же ещё и не очень ловко вписано в основной текст.

Вот уж воистину, в некоторых руках люди - лишь пешки.