Больше рецензий

22 февраля 2022 г. 13:02

424

5 Анна Каренина

Признаюсь, страшно писать что-то о таком масштабном историческом и литературном памятнике как роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Однако постараюсь написать об этом как современный потребитель разного рода литературы.

Мне, как современному читателю, больше всего бросилось в глаза то, насколько персонажи романа бессмертны: читая роман, написанный два века назад, я видела всех мне знакомых и окружающих меня сегодня людей. То же самое в отношении ситуаций и конфликтов в романе: кажется, как будто за два века глобально в людях ничего не поменялось - то, как поверхностный муж постоянно сбегает "налево" от жены, то как люди любят посплетничать и пообливать грязью друг друга за спиной, то как на первый взгляд грубая и неуместная женщина (Мягкая) оказывается в душе добрым человеком и вестником здравомыслия, хоть и в непривычной для света форме. И конечно же, многое и многое другое.

Каждый читатель найдет в романе то, что близко ему, того персонажа, с которым он себя ассоциирует или хотел бы ассоциировать. А также та шаткость дружбы и отношений в обществе, которую сегодня облекают в незамысловатые фразы длиною в одно предложение, определяющие кто друг, кто враг, и что такое предательство.

Ну и конечно же, история любви.

Забавный факт: когда я читала этот роман десять лет назад, я очень хорошо понимала Каренину, понимала, почему она соблазнилась перспективой отношений с Вронским; в основном читая описание ее мужа и отношений с ним - мне казалось понятным, почему молодой женщине, ни разу не испытавшей чувства влюбленности и страсти, в размеренной жизни с мужем на двадцать лет ее старше, захотелось романтических приключений с молодым, красивым и энергичным юным аристократом.
Однако перечитывая роман сегодня, спустя десять лет, я уже не хотела понимать Анну (хотя сейчас я как раз ее ровесница, что делает мое непонимание еще больше). И хотя я понимаю, что ей хотелось этих приключений и такого "счастья", сегодня мне кажется более важным исходить из понятия о том, какой человек рядом и что для него важно. Рядом с Анной был ее муж, который был благородным и высокодуховным человеком, и для него была важна его семья, их благополучие и будущее их и их детей. Вронскому же важно было сами понимаете что, а также тщеславие от того, что он имел связь с такой красивой и интересной женщиной как Анна.

И хотя в процессе истории Вронский меняется: в начале романа он просто молодой, успешный человек, который соблазнил чью-то жену, к концу романа он уже не так поверхностен и легкомыслен. Однако, это уже в конце, а Анна соблазнилась им еще тогда, когда он накануне встречи с ней, по слухам, собирался делать предложение другой девушке. Как минимум, это обстоятельство заставило бы задуматься любую девушку о ветреном характере молодого человека, который за ней взялся ухаживать.

Описание быта, начала семейной жизни (Левин и Кити), ее продолжения (Стива и Долли) и прочие вещи интересно читать хотя бы в контексте отношений между мужем и женой. В этом смысле, мне кажется, роман можно горячо рекомендовать людям брачного возраста=)) и конечно, школьникам и подросткам возможно это будет не так резонировать, как людям 25+.

Про описание истории, быта и реалий того времени - тут не буду вдаваться в подробности, об этом написано много книг умных людей, и тут уж на любителя: кому интересна история, тот найдет для себя в романе и это.

И третье - это поиск себя, смысла своей жизни и ориентиров в этой жизни: тут больше всего измышлений прототипа автора - Левина. Что тоже кому-то будет интересно читать и следить за тем, как этот персонаж растет и ищет себя.

Резюмируя, хочу повторить заезженную мысль о том, что русскую классику нет смысла преподавать в школе, подростки мало что в состоянии понять в таком возрасте. Русскую классику следует читать в зрелом возрасте, или, если вы в школе послушно читатели весь список литературы на лето, в зрелом возрасте следует это всё перечитать еще раз - так наверно даже интереснее, отметить про себя, какое впечатление оставил роман тогда, а какое -сейчас. Но наша классика бессмертна, и несмотря на мою любовь к современной литературе, классика всегда будет стоять на вершине литературной эволюции.