Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

13 февраля 2022 г. 20:46

692

4 Спойлер — И пусть удача *бла-бла-бла*

Текст рецензии — личное впечатление, написано в виде отчёта в игре. Спойлеры.

Переоценивать противника подчас не менее
опасно, чем недооценивать.

Плюсы: динамика, неплохой мир и общая концепция.

Мысли: да, порой бывает приятно вернуться к довольно неприятным историям, как бы странно это ни звучало. Не так давно фоном у меня звучала экранизация данной книжки, так что перечитывание пришлось очень кстати. Приятно отмечать, что в каких-то моментах экранизация сильнее, а в каких-то книга лучше — поэтому уверенно сказать, что одно хуже другого я бы не... Нет, книга всё же круче х)

Техника. Язык простой, но читабельный. Стилистика ровная, что не может не радовать. Даже повествование от первого лица не особенно раздражает, ведь несмотря на некоторую узколобость героини, читатель получает возможность делать верные выводы. Описания может не отличаются высоким штилем, но достаточно подробны, чтобы представить себе картинку, отличную от той, что навязывается экранизацией. Диалоги интересны хотя бы тем, что мы видим реальные различия между тем же говором капитолийцев и жителей дистриктов. А для YA это уже крупное достижение. К тому же вся основная трилогия существует в приятной начитке Галины Чигинской.

Содержание.

Содержание. Что ж, основной сюжет книги всем известен — старшая сестра уводит у младшей возможность нажить психологических проблем и стать звездой телеэкрана. Несмотря на циничность такого описания, оно вполне себе справедливо.

Пожалуй, мне бы хотелось сосредоточиться на тех линиях в книге, на которые не хватило эфирного времени в фильме. Например, жаль, что была вырезана линия с Мадж. Пусть эта девочка не так уж важна в сюжетном плане, но мне она симпатична, поскольку является более явным символом классового различия в дистрикте: да, Гейл несправедливо сердится. Однако его чувства понятны — он рискует шкурой ради выживания семьи, в то время как имя Мадж вписано лишь столько раз, сколько положено по возрасту.

Кино-зрители лишены такой неоднозначной сцены, как история с рыжей «безгласой». А ведь это очень важно — бежавшая девушка, не получившая помощи от Китнисс и Гейла, лишившаяся напарника, находит в себе силы, чтобы пожалеть Китнисс, попавшую на Игры. Да, «безгласая» ведёт себя зрело с психологической точки зрения: она понимает, что подростки из Двенадцатого никак не могли ей помочь, напротив, они бы лишь пострадали. И прощает им это бездействие. На мой взгляд эта история довольно трогательна — пара абзацев, а интереснее соплей Пита.

А, если говорить о Пите — в фильме его семья не раскрыта. А в книге мы видим, какие у юноши родные и узнаём о том, что мама Китнисс могла стать женой пекаря, если бы не полюбила шахтёра. Немного забавляет презрение Китнисс по отношению к маменьке Пита. Мне кажется, что в линии поведения этой женщины вполне себе может быть заложено понимание, что муженёк по сей день пускает нюни на другую женщину. А уж учитывая, что Китнисс — дочь этой женщины, то и говорить не о чем. Кстати, в книге было много воспоминаний Китнисс о своём отце и конфликт с матерью раскрыт лучше.

Закономерно, что в книге мы получаем намного больше информации о мироустройстве Панема, узнаём больше о жизни Капитолия и взаимоотношениях героев. Ещё из плюсов книги можно отметить более логичные решения и поведение героев — «профи» не абсолютные идиоты, какими показаны в фильме. За исключением момента с припасами, где эти олухи действительно сложили всё в кучку, так ещё и оставили их без охраны [ребята, ваша самонадеянность просто бомба]. Зато здесь же мы видим момент, в котором Китнисс осознаёт, что убийца Руты такой же заложник ситуации, как и все они — все они просто дети, согнанные на бойню неадекватными «традициями» Панема. Даже Катон и Мирта — дело лишь в том, что эти дети с ранних лет обучались убивать, чтобы выжить.

Потом я осознаю… он — моя первая жертва. <...> Парня из Дистрикта-1 убила непосредственно я, и знала, что убиваю его. От моих рук погибло множество зверей, но только один человек. Я слышу голос Гейла: «Думаешь, есть разница?». Поразительно похоже в том, что касается исполнения: натянула тетиву, выстрелила. А какая огромная разница в последствиях.

Кстати, о гибели Руты — мне больше нравится исполнение в книге: сцена с отправленным хлебом из дистрикта на мой вкус куда лиричнее, чем «круши-ломай» из фильма. Почему? Потому что всю первую книгу мы наблюдаем немые протесты, уныние и угнетённость страны, когда жители боятся сказать лишнее слово. А этот бунт выглядит попросту неуместно — столько лет они посылали детей на смерть, а тут вдруг решили, что с них хватит. Ну, нет тут триггерного момента, чтобы народ сошёл с ума. Так что жест с хлебушком куда лучше — Китнисс сразу получает отклик от тех, кого тронул её поступок. Правда, через призму героини мы наблюдаем очередную переменную системы «долгов», которым уделено серьёзное внимание в книге.

Ну, и, конечно, в книге больше жестокости: больше ранений, более красочные смерти и игры длятся на порядок дольше, чем в фильме. Отдельно мне хочется отметить несходство переродков, с которыми герои сталкиваются в конце Игр. В книге эти существа действительно ужасают своим сходством с павшими трибутами. Этот момент мне особенно нравится, поскольку капитолийцам приписывается новый уровень садизма. Да и просто читать этот эпизод жутковато. А в фильме хочется лишь фыркнуть: «Собачки, и собачки, чо бубнить-то?». Кстати, а, где ампутированная нога Пита? Поленились нарисовать актёру протез в трёх финальных сценах? Требую боль страдания и дань уважения опасностям неправильного накладывания жгута! :)

свернуть

Итог: раз я периодически возвращаюсь к этой истории, значит, она мне мне всё-таки нравится. Да, она во многом наивна, много где недодумана. Но в неё можно погрузиться — мысленные прогулки по лесам, ужас от политической ситуации, устройство игр, одичание детишек и становление... В общем, наблюдать любопытно и ладно :)

Книга прочитана в рамках игры
«Собери их всех!» [Q3. Квест №72].