Больше рецензий

barbakan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 мая 2013 г. 15:57

5K

3

Набоковские романы – это дерьмо в шоколаде!
За нарочитым изяществом слога скрывается злоба.
Набоков, наверное, был самым злым писателем в истории русской литературы. И нисколько не мучился этим, а бравировал. Его эстетическое отношение к реальности, по-видимому, требовало реабилитации зла. А вынужденная эмиграция, потеря статуса, унижение и бедность дали этому художественному принципу обильную эмпирическую базу. Набоков упивался своей злобой, черпал в ней вдохновение. И делал ее литературой.
Вы скажете, что это плохо!
«Пошел вон, жалкий плебей!» – скажет вам Набоков.
И плюнет в лицо.

В романе «Дар» он излил свою злобу на Чернышевского.
Огромная глава номер четыре, треть «Дара», – развернутый пасквиль на несчастного русского революционера.
Набоков атакует Чернышевского по всем фронтам. И высмеивает именно те черты его характера, которые принято считать благородными. Он, например, признает факт аскетизма Чернышевского, как бытового, так и плотского. Но мимоходом прибавляет, что, к несчастью, это приводило к коликам, «а неравная борьба с плотью кончалась тайным компромиссом». Гениальному писательскому чутью Набокова открылось, что «святоша» Чернышевский тайно дрочил. И, конечно, выдавливал прыщи. В романе Набоков не раз живописует «наливные» прыщи. Чтобы все запомнили.

Потом Набоков пишет, что Чернышевский, в силу своих идеалов, всегда стремился помогать людям. Но как? «На каторге он прославился неумением что-либо делать своими руками (при этом постоянно лез помогать ближнему: «да не суйтесь не в свое дело, стержень добродетели», грубовато говаривали ссыльные)». Доброта Чернышевского в рассказе Набокова становиться ужасно глупой. Чернышевский – смешным.

Рассказывая о литературной деятельности своего героя, Набоков оговаривается, что, конечно, «подобно большинству революционеров, он был совершенный буржуа в своих художественных и научных вкусах». Вуаля! Весь революционный пафос Чернышевского разбит. Небрежно и даже без осуждения. Простим его заблуждения, как будто говорит Набоков, он же не знал жизни, не отличал пиво от мадеры, зато все объяснял общими понятиями. Стоит пожалеть.

Именно этим Набоков заканчивает свою убийственную критику. Жалостью. Последняя часть жизнеописания Чернышевского, его двадцатилетняя ссылка, описана с жалостью. С высокомерной фальшивой жалостью победителя к побежденному. С «милостью к падшим». Мол, бедный, бедный прыщавый недотепа, так пострадал по своей глупости! А, казалось бы, даже неплохой человек…

По большому счету, все мы с вами – немножко гопники. Всем хочется про своего недруга сказать гадость, хочется поднять его на смех, хочется видеть его унижение. Мало, кто по-христиански готов врага возлюбить. Но утонченный аристократ Набоков – король гопников. Про своего классового врага он написал почти роман, чтобы все потомки запомнили Чернышевского именно таким: нелепым, униженным. И уникальность Набокова состоит в том, что свой пасквиль он превратил в литературу. Благодаря толстому слою шоколада его злобное дерьмо стало классикой.

1 2

Комментарии


Но Вы хоть прочитали. Мне реально на него жаль времени.


Универсальный комментарий к любой рецензии.
Уступите авторские права.


Ради Христа. Если в дальнейшем я не буду когда-то отвечать на Ваши реплики, то Вы вспомните об этом авторском свидетельстве.


Не вполне уловил Вашу мысль.
Это что, угроза?


АААА!!!
Совершенно не способна высказать прилюдно, что высказать хочется...

Примите ворох междометий.


Простите, дорогая Миссис Марпл, если оскорбил ваши чувства. Не хотел.


Булгаков тоже добротой не отличается:)


Лучше скажите, кто отличался.


кто отличался - не скажу, но из современных русских писателей - А.Иличевский


Скажите, ув. Автор, что бы Вы предпочли увидеть в комментариях к Вашей рецензии - конструктивное несогласие или безумные дифирамбы?


Привет!
С кем и кому?


Давайте конструктивное несогласие, уважаемый Бэмбираптор!


Действительно, давайте попробуем!
Любой серьёзный историк-медивист (из числа которых я в данном случае я исключаю г-жу Басовскую) скажет вам, что шекспировский "Ричард III" это клеветнический, да вдобавок к тому же ещё и заказной пасквиль на реального Р3, который кроме имени не имеет практически ничего общего с чудовищем, слепленным Шекспиром, не будем уточнять из чего. Поскольку пьеса считается шедевром мировой литературы, приходится признать, что Шекспир блестяще справился с поставленной перед ним (похоже, что не им самим) задачей. По сравнению с Шекспиром Набоков в своём пасквиле выглядит по отношению Чернышевскому просто, каким-то аллилуйщиком.
В связи с этим хотелось бы узнать Ваше мнение о том является ли рассмотренный Вами фрагмент "Дара" л/Литературой и насколько убедителен созданный Набоковым образ, если мы отвлечёмся от реально существовавшего Чернышевского.


Вот не очень согласна с результатом сравнения. Р3 в Шекспира - силен, могуч и страшен, а Чернышевский у Набокова - жалок. Вне зависимости от того, насколько эти характеры близки к оригиналам, но, думаю, на свете больше людей, хотящих походить на Ричарда по Шекспиру, чем на Чернышевского по Набокову


Разве я сравнивал Р3 и Чернышевского?


Посудите сами- чем еще Набоков мог бороться со своим классовым врагом, кроме Слова - его главного оружия?
Но, читая Набокова, ловишь себя на мысли, что он выстраивает мир, не жалея своих чувств и эмоций. Набоков не пренебрегает читателем, в этом его писательский магнетизм. Если бы я была классовым врагом Набокова, я бы была счастлива, что удостоилась внимания, пусть даже со знаком минус, такого выдающегося литератора. Во всяком случае, я бы вошла в вечность, и именно благодаря Набокову:)


Набоков сильно облегчил себе задачу, избрав для увековечивания уже и без то/него достаточно увековеченную фигуру.


Тем более, так как портрет Чернышевского, написанный Набоковым, не единственный, то есть ли повод так огорчаться и печалиться о том, КАК он изобразил своего героя? Тем более, что роман-то не претендует на историческое или литературоведческое исследование, а является художественным произведением, т.е., это фикшн.


Извините, сразу не понял, что вы об Авторе рецензии.


Правильно ли я Вас понял, что если из текста романа изъять пасквиль о Чернышевском то останется то, что Вы считаете литературой. Так, например, сделано в инсценировке "Дара" театром-студией П. Фоменко. Фрагмент о Чернышевском там только упоминается. Т.е. они считают текст пасквиля несущественной составляющей романа, в то время, как Ваша рецензия посвящена в основном именно этому фрагменту.


Нет, не совсем. Кроме злости у Набокова есть еще одна неприятная черта. Которая, как мне кажется, особенно проявлена в "Даре": в кадой строчке он делает литературу. Сморите, говорит он каждой своей вычурной метафорой, я писатель, я ПИСАТЕЛЬ. Я думаю, вы понимаете, о чем я.


Это "неприятная черта" проявляется в каждом его произведении.
Ну а Вы то согласны с тем, что он писатель, или нет?


Сморите, говорит он каждой своей вычурной метафорой, я писатель, я ПИСАТЕЛЬ.

Разве эта "неприятная черта" не называется графоманией?


Мегаломанией тогда уж.


Ээ.. А поэзия вообще метафорична.. И что же теперь, подозревать Пушкина, Блока и Гумилева в том, что они писали свои стихи с низкой целью позиционирования себя, как поэтов? а давайте-ка прилепим им ярлык Мега-графоманов?


:)) Особенно Пушкин. Это ж надо: памятник он себе воздвиг, наглец.


Я имею в виду только прозу Набокова.


Возможно и Мега. Однако, судя по количеству написанного, ему удавалось её контролировать.


Интересно, а привкус чего у Вас остаётся после прочтения - дерьма или шоколада?


P.S. Комментарий выше отменяет все мои предыдущие.


А кроме главы про Чернышевского вы больше ничего не нашли в «Даре»? :(


к чернышевскому любви не питаю, но классно отомстили за Чернышевского! браво!


Господа и дамы! А расскажите мне, пожалуйста, что же вы нашли такого интересного в Чернышевском? До пресловутой 4-той главы я еще не добралась, читаю, растягивая удовольствие, Набоков прелестен, прелестен именно тем, что плетет кружево фраз и оно не получается у него сложным и вычурным, оно легко и прекрасно. Как и у Пушкина, да! Нет никакой навязчивости и надуманности. Как же это восхитительно: "Липы проделали все свои сложные, сорные, душистые метаморфозы" (то, что на его месте кто-нибудь другой написал бы как "шло время, кончилась весна, начинался июль"), красивый пассаж о первом снеге и асфальте "... словно он не способен принять что-либо кроме черноты", " переживал эти тяжелые, крупные минуты" вместо банального и такого заезженного "долгие".
А Чернышевский.... вы серьезно?


Набоков прелестен, прелестен именно тем, что плетет кружево фраз

Набоков утомителен до кровавого поноса именно там, где некоторым людям, как и ему самому, мнится, что он "плетет кружево фраз".

1 2