Больше рецензий

11 февраля 2022 г. 16:38

4K

3.5 У синего моря, где бушуют бураны

"Алые паруса" благополучно прошли мимо меня: в детстве я не испытывала интереса к романтической литературе, мне больше нравилось читать мрачные, мистические истории, а любовные переживания как-то не интересовали. Уже позднее, в подростковом возрасте, я увлеклась любовной темой, но интерес она для меня представляла только в том случае, если оказывалась болезненной, трагической либо невзаимной. Так что "Алые паруса" совсем никак не могли меня заинтересовать. И вот, наконец, я прочитала эту повесть.
Мне мало что в ней понравилось. Может быть, самую малость - сюжет. Он очень предсказуем, даже если вообще не иметь представления об этом произведении. Соответственно, раз уж сюжет здесь не сильная сторона, тогда это должна компенсировать стилистическая составляющая. Надо признать, что пишет Грин довольно красиво. Ему, и это видно, удаётся поймать то ускользающее вдохновение, которое позволяет создавать образы одновременно изящные, поэтичные, но в то же время близкие восприятию читателя. Когда такое случается, то мне кажется, словно существует какое-то мето-пространство искусства, в котором витают понятные каждому образы, а задача писателя - поймать этот образ и воспроизвести уникальным, одному ему доступным образом. И именно этим манера одного писателя отличается от манеры другого.
Но когда автору это не удаётся, или поток вдохновения иссякает, то начинаются либо бездарные, либо нелепые потуги. У Грина они нелепые. Он не воспроизводит банальностей в духе "горячая алая кровь", но зато щедро сыплет неадекватными сравнениями ("его радость была подобна радости слона, увидевшего булочку", "за столиком сидели пьяные усы" или как-то так там было), претендующими на оригинальность и красоту слога, но читается это с чувством стыда за автора. В самом деле, лучше бы ещё посидел и подождал, пока вернётся вдохновение.
Мне одновременно понравилась и не понравилась идея автора создать некое несуществующее пространство в реально существующем мире, которое критики назвали "Гринландия". Иногда такие фантазийные места, вписанные в реальность, выглядят чарующе, иногда нелепо. Здесь получилось что-то среднее. Места действия - Лисс и Каперна - прописаны так плохо, что непонятно, зачем вообще автор ввёл в повествование дополнительное пространство. Они не слишком отличаются от реальности и в то же время в достаточной степени от неё оторваны: непонятно, в какой исторической эпохе существуют эти места, а также этимология их названий и имён местных жителей. Так что Грин описал, в целом, очаровательные приокеанские города, но зачем-то словно исказил их.
Самый отталкивающий, на мой взгляд, персонаж - это Артур Грэй. Судя по его имени и вниманию, которое уделяет ему автор, это романтический образ самого Грина, на что, как кажется, указывает и созвучие имён. Удивительно, что мальчик, выросший в интеллигентной обеспеченной семье, с детства любивший литературу и всё прекрасное, в итоге становится моряком в самом грубом смысле этого слова: с пьянками, табаком, руганью и прочими прелестями жизни морского волка. Увлекающийся морем и кораблями интеллигентный юноша, скорее, занялся бы проектированием кораблей или живописью, а тут какое-то совершенно неожиданное применение своим интересам.
Ох и странно же описал автор Грэя... Сперва - нередкое, кстати, какое-то гомоэротическое описание молодого юноши: такой он весь хрупкий, нежный, похожий на девочку - разве что мужская одежда его выдаёт. Наверное, один только Бальзак, описывая Анри де Марсе в "Златоокой девушке" простодушно признаётся посредством реплики одного из своих персонажей: "Какой прекрасный юноша, жаль, что это мой сын". Впрочем, как известно, затем Грин лишает будущего капитана Грэя всей его андрогинной привлекательности, превращая в матёрого мужика: либо ты их, либо они тебя. Лучше бы, в самом деле, Грэй так и оставался юношей бледным со взором горящим.
Прочие персонажи в "Алых парусах" - это безликая толпа плебса, которая отражает неординарность главных героев, и выписана она до отвращения гадко и пренебрежительно.
Я люблю выискивать скрытый смысл в произведениях, даже если он не подразумевался, но здесь мне мало что удалось обнаружить кроме очевидной приближённости образа Грэя к самому Грину, а также кричаще явный символ алых парусов: красный цвет, как цвет инициации, вступления во взрослую жизнь, а также самоочевидного намёка на функции замужества.
Так что "Алые паруса", на мой взгляд, это незамысловатая сказка, которую Грин посвятил своей жене. С минимумом возможностей для интерпретации и довольно поверхностным сюжетом.

Комментарии


Вряд ли цвет парусов отсылает к инициатической символике. Скорее он подчёркивает неординарность ситуации. Не бывает же алых парусов, не шьют их из такой ткани, а девочка ждёт. Получается, она ждала того, чего не бывает, а оно случилось, потому что кто-то понял, что "чудеса нужно совершать своими руками".


Ну, да. Это, что называется, классическое толкование. Вероятно, так оно и задумывалось. Однако, думаю, бывают и иррациональные мотивы. И эта связь красного цвета со вступлением в замужнюю жизнь обратила на себя внимание. Всё же автор выбрал именно цвет - хотя многих других расцветок тоже не встречается.


Боже,какая чушь...


Ничего себе. Обожаю конструктивную критику, будет над чем подумать после такого впечатляющего комментария.


>Дата рождения: 11 июля 1965 г.
Дядя застрял на уровне советской методички школьного курса по литературе.


А мне понравилась книга, и я абсолютно не согласна с этой рецензией, хоть и не имею совсем никакого отношения к советскому образованию


Так вы и не 65го г.р. наверное....
В случае этого персонажа, мне кажется, имеет место оскорбление любимой классЕки, а конкретно: если её рассматривают не так, как учат в советской методичке. Мне книга не понравилась, с рецензией я в чем-то согласна в чем-то нет. Но тут я хотя бы вижу точку зрения автора рецензии, а в вашей вообще непонятно, чем вам понравилась эта книга, рецензия бессодержательная.


Ну, судя по всему, вы свое несогласие выражаете более адекватно, чем Константин. Кроме того, мне книга и самой в какой-то степени понравилась, пусть и не особенно. 3.5 для меня хорошая оценка. Так что я не понимаю, отчего возмущение со стороны Константина, и в чем заключается такое категоричное несогласие с вашей. Как это есть в повести (ну, кроме некоторых моих личных интерпретаций), так я и описала в рецензии. С чем же тут не соглашаться, когда всему есть подтверждение в источнике.

Моя рецензия бессодержательна, но кто же спорит. Я ни на что не претендую. Мне не хотелось ничего препарировать, только поделилась впечатлением от прочитанного. Я прочитала историю с большим удовольствием от начала до конца, и она идеальна для меня вся целиком и всеми мельчайшими моментами.
Допустим, вы пишите о Грее. Прекрасный пример становление из мальчика мужчины. Море закалило его: и сердце, и тело (на корабле не останешься ни бледным, ни нежным). И вот теперь он из мечтателя превращается в мужчину, имеющего волю распоряжаться своей судьбой. Он живёт так как хочет, в самом лучшем смысле этого слова. В согласии с собственным сердцем.
"Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь." Алый как рассвет нового дня!
Вся повесть как стремление к красоте, к лучшей версии себя.

НО, безусловно, у каждого есть право на собственную интерпретацию художественного произведения, будь то картина, книга или, допустим, песня. Каждый волен видеть в картине то, что он хочет. Я прочитала вашу рецензию, не согласилась с ней и уже почти пошла дальше, как вдруг зацепилась за "советские методички", сама не знаю почему. Что, в общем-то, не связано напрямую ни с рецензией, ни с книгой.


Кто ж спорит. Тут дело скорее в том, что, во-первых, мне именно такое перевоплощение видится маловероятным. Тем не менее, всё же, допустим, это так. Описание того, как Грей становится мужчиной, больно уж топорное: он прямо-таки собирает все стереотипы о моряках. Это примерно как когда люди работают на стройке, грузчиками итд, при этом выпивают, матерятся, плюются и проч., а объясняют свои манеры тем, что, мол работа такая, тут по-другому никак, само окружение располагает))) тут такая же ситуация: раз стал моряком, значит, надо собирать моряцкое комбо. Мне не близка такая  черта: полное погружение в среду, чтобы не быть белой вороной. И это мне, разумеется, не симпатично в характере Грея.

Не стоит недооценивать влияние окружающей среды))) Сохранить себя среди отличного твоей сути окружения непросто, это серьёзная проверка на прочность. Грей же упорно идёт к своей цели, так или иначе ему нужно погрузится в среду, что бы получить нужные навыки, понять подходит ли ему вообще вся эта морская жизнь, и он пробует, преодолевает все трудности и невзгоды. Он формирует себя, но не изменяет себе. В конце концов он среди моряков тот ещё чудак, не растворился в общей массе и принимает решения на основе других критериев, чем остальные. Он выбрал такую жизнь не наживы ради (это ему и не нужно), он пришёл за мечтой и приключениями. Причина его и отличает от остальных, и поэтому именно он главный герой, о котором хочет рассказать автор. Он не просто богатенький мальчик, который набрал случайных толковых моряков и играется в кораблики. Он настоящий капитан с командой верных людей, которые доверяют ему, и он сам решает куда плывёт его корабль и куда ведёт его жизненный путь. Что, я считаю, очень достойно.


Понятно. Ну, тут дело вкуса. Для меня история Грея - это скорее история деградации персонажа: из интеллигентного и хорошо образованного юноши он становится грубым моряком со всеми сопутствующими "привилегиями". Ясно, что это было его мечтой, стать капитаном. Необычная, скажем так, мечта, но всё возможно. Из детского интереса она переросла в реальное воплощение, а в процессе воплощения и сам Грей изменился. Для вас это история формирования себя и становления мужчиной. В общем, в чём расходится наши взгляды, я поняла. Спасибо за пояснение!)


Сложно, когда мнения расходятся, но возможно :) спасибо за терпение!


Порыв Грея мне не понятен. Увидел спящую девушку и "Ах!" влюбился. Да так, что придирчиво выбрал шелк для алых парусов и устроил целый спектакль. Что у него общего с Ассоль? А если они совершенно не подходят друг другу?
И Ассоль не заслуживала совершенно такой сказки, ставшей явью. Она лишь ходила и мечтала, ходииила и мечтааала. Да, ее дразнили за это. Ну и что? Она не совершили никакого поступка, который сделал бы ее достойной исполнения ее мечты. Она невзрачный, невыразительный персонаж. Некая эпатажная придурь в ней присутствует, вроде ее рассуждений, но на этом все.


В литературе часто присутствует, по моим наблюдениям, такой мотив, что какой-то яркий персонаж влюбляется в кого-то, на первый взгляд, совершенно для него не подходящего. Наверное, в этом и смысл истории: Грей превратил всю историю своей влюблённости в феерию, разузнал всё об этой девушке, заказал паруса и всё невероятно романтизировал. Это тот случай, когда ожидания преображают реальность. В обычной ситуации он увидел бы девушку, ну, испытал бы к ней максимум влечение и на этом всё. А он сделал из этого эпизода целую историю. Ассоль же мне напоминает какую-то Сивиллу: всю жизнь она ходит и предсказывает, что именно эта история случится в её жизни)


Одно дело влюбиться в неподходящего, а другое дело - в спящего суслика) Грей все-таки образован, а если девушка-морячка разговаривала бы на уровне "Не клади взад" и "Чо за ботва в натуре", то герой-романтик быстро схватился бы за голову. У них просто разные уровни воспитания. И я понимаю, почему смеялись над Ассоль. Если бы такая "принцесса" выплыла бы в обычный двор с детворой рабочего класса и заявила бы, что "за ней приедет принц на белом коне", то реакция была бы точно такая же.

Я понимаю, что это сказка, но написана она под очень серьезным соусом, и это срезает ей рейтинг в моих глазах.