Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 мая 2013 г. 00:31

8K

5

Я мог бы сказать, что этот роман гениален. Я мог бы написать о том, что читал его всю ночь напролёт, дрожащими руками перелистывая странички, и утро застало меня над эпилогом, где герои и сами встречают последнее своё утро в доме. Я нарисовал бы их всех - Слепого, Табаки, Македонского, Рыжего, Русалку, если бы только мог. Всё это уже сделали до меня. Но я всё равно не могу молчать.

Потому что это шедевр, грандиозное, многогранное, эпическое полотно, и сравнимые по масштабу вещи, что встретились мне за всю жизнь, можно перечесть на пальцах одной руки безвременно почившего старины Краба. Только Мариам и Дэн. Вселенная Гипериона и гаснущее солнце мира. Пойманное в безжалостное перекрестье прицела детство и Дом, который сам по себе целая вселенная. Бездны смыслов, разрисованные поверх написанного стены, что хранят летопись обитателей вернее изменчивой и ненадёжной памяти. Время и тончайший шёлк реальностей, кругами разбегающийся по воде мироздания. Изнанка Дома, куда легко попасть и откуда невозможно уйти. Жестокое зеркало правды, которое никогда не лжёт. Потому что правду о себе ты знаешь и сам. И именно поэтому так стараешься искать её где-то ещё: в чужих снах, в отражениях в чужих глазах, в шёпоте пересудов за спиной. Кто ты - оборотень, убийца, ангел, дракон, просто потерявший себя человек? Но здесь, в Доме, простых людей не бывает, он меняет обитателей, забирая часть их души, но и отдавая что-то взамен.

Это жуткое место, прекрасное, но смертоносное каждую секунду. По тёмным коридорам Перекрёстка бегут трое с ножами, преследуя истекающую кровью жертву. На болотах оборотень приходит к пещере певца, чтобы заплатить за музыку единственную подлинную цену - тёплую, живую кровь. Алая лужица растекается по паркету спортзала, а бедняга Курильщик в ужасе несётся в безопасную тишину палаты, наконец поняв, что всё происходит по-настоящему, здесь, сейчас и именно с ним. А где-то на другом круге памяти сходятся в последней битве армии Черепа и Мавра, и наточен уже нож, которым будет убит бог, и штукатурка стен предвкушает уже кровь, что скоро пропитает её насквозь. Кстати, та самая штукатурка, которую потом будет есть Слепой, свидетель без глаз, вожак без стаи, который увёл всех, но оставил за спиной единственного друга, который был для него почти целым миром. Самая длинная ночь и ночь сказок, рассказанные в темноте истории и жуткая потусторонность изнанки, где можно застрять, как муха в янтаре, и не вернуться назад. В сказках люди, проведшие ночь с эльфами, возвращались назад к могилам внуков. Дом - это сказка наоборот, где считанные мгновения того, что за неимением лучшего зовут реальностью, уравновешивают годы, проведённые в мороке наваждения. И ведь они сами хотят этого, радостно раскинув руки, бросаются в пропасть сна, пьют всякую гадость и травятся дымом. Но зато носят в сердце лес и знают, каково быть котом.

Персонажи, любой из которых способен вытащить средней руки роман. Слепой, ребёнок-мудрец, герой и чудовище, провидец, тот, кто был прозорливее других и ошибся сокрушительней других. Сфинкс, молчаливая, знающая все ответы сила, променявший дружбу и любовь на свет и подлинные истины, свободные от пугающих двусмысленностей дома. Утративший при этом главное и возвратившийся назад, чтобы отыскать на руинах часть себя. Табаки, аватара Дома, хранитель времени, бог, заигравшийся в ребёнка. Македонский, дракон в теле человека, ангел смерти с искалеченными, гниющими обломками вместо крыльев. Рыжий, легкомысленный бродяга с глазами Будды. Чёрный, оплот спокойствия и здравого смысла, отказавшийся когда-то от дружбы из ревности к тому, кто никогда не был и не стал бы своим, даже если и остался бы жив. Мучительно пытающийся исправить ошибки, переиграть прошлое с новыми актёрами и в новых декорациях. Лорд, словно сошедший со старинного портрета, безумный аристократ, и тоже, как и все в Доме, живущий в глубоком разладе с собой. Каждый из них - часть мозаики превыше и важнее того, что говориться прямым текстом. В переплетении их судеб ответы, которые даны, но не произнесены автором.

Детство. Дом как метафора детства или детство как метафора дома. Безотчётный ужас перед наружностью и страх взрослой жизни, без успокоительных иллюзий детства. Готовность сменять целую жизнь на череду повторений и чужой мир, который никогда не был твоим. Дом, как вторая кожа, сросся с героями, не оторвать. Разве что по живому, кровавыми язвами на руках отлучённого от своего храма Слепого. Кто-то уходит, кто-то остаётся, и не понять, кто где. Слепой ли падает в пучину безумия или Сфинкс отвергает бесценный дар? Подумать только, мир, в котором ты не смешён и не нелеп, место, где сны имеют силу чуда, где мечта творит чудеса и способна вызвать из небытия девушку, созданную специально для тебя, которая не рождалась и никогда не была человеком. Где всё можно переиграть и отмотать назад, где любой твой выбор неокончателен и порождает волну вероятностей, и твой двойник проживёт за тебя невыбранное. Можно уйти и остаться одновременно, можно вернуться и умереть вместо брата, можно попробовать полюбить настоящий мир, можно заблудиться в Лесу и не найти дороги назад. Мир эскапистов и трусов? Давайте, скажите это в лицо Слепому или Стервятнику. Скажите, что сами не боялись взрослеть.

Я мог бы говорить ещё очень долго. Сейчас ночь, но даже Самой Длинной Ночи Дома не хватит, чтобы рассказать, как же прекрасен этот роман. Невесомые, многослойные лессировки слов и образов, чтобы показать всего лишь время. Увидеть невидимое, ощутить себя в шкуре слепца. Воздушные замки из чувств и эмоций, сонм отсылок и аллюзий, взгляд в глаза бездны. Концентрированное, кристально чистое великолепие. Всего лишь переверните страницу.

Флэшмоб 2013, 15/54
Именной совет от EvaLessend

Загадка в ТТТ 3/3 от Arlett

Мой собственный долгострой.

Это был долгий путь, но он того стоил.

рецензия на фантлабе

1 2 3

Комментарии


Плсле такой оецензии я пожалуй пойду перечитаю)) и еще раз перечитаю.

Хорошего человека хвалить легко и приятно(с) и хорошую к нигу тоже! Рецензия очень и очень!


сонм отсылок и аллюзий


Чтобы не быть голословным, продемонстрируйте, пожалуйста, хотя бы некоторые из отсылок и аллюзий, что вы обнаружили в романе.


А тебе зачем, а?))


Навскидку - Голдинг, Токами, Киплинг (совсем не только из-за прозвища Табаки), Кэрролл. Некоторые тексты Led Zeppelin ещё. Помните, когда Кузнечик сидел в кофейнике и слушал кассеты, которые для него потом забрал у Черепа Слепой? Так там весь внутренний монолог Кузнечика построен на тексте. Я сейчас точно название не вспомню, я находил ту самую песню, но сейчас что-то запамятовал. Есть ещё ряд вещей, в которых я не так уверен, возможно, это уже мне показалось.


А конкретнее, аллюзии на какие произведения названных Вами авторов и какие эпизоды в них? Кроме, конечно, Led Zeppelin..
Я спрашиваю вовсе не из праздного любопытства, а потому, что прочитала книгу, но не углядела никаких аллюзий на классику, вот и хочу разобраться.
Вот, что конкретно у Петросян вы нашли перекликающееся с мотивами и канвой произведений Кэрролла?


Вот, например, когда Курильщик с Табаки идут в самую длинную ночь в палатку к Стервятнику, Курильщик выпивает что-то такое странное, начинает уменьшаться, а потом разговаривает во сне с улыбающимися котами. По-моему, похоже на приключение Алисы.

Токами, конечно, это бойня, которую учинил прошлый выпуск. Я могу сейчас ошибаться, но когда Кузнечик приходит к Седому в последний раз, тот начинает ему рассказывать о причинах своего отъезда и называет Мавра и Черепа "королями" Дома. И уже потом, когда Сфинкс рассказывает о тех событиях Лорду и Курильщику, он использует чуть ли не те же фразы, что у Токами, чтобы описать, что видел перед тем, как перепрыгнул.

Мне ещё очень напоминает что-то сцена, когда Сфинкс встречает на изнанке Македонского, но я так и не разобрался((


Я считаю, что цитирование и аллюзии -это не одно и то же.
Все, что вы привели в предыдущем посте - это простое цитирование, выдирание слов из контекста произведения и наполнение ими другого произведения для пущей запутанности.
Какой смысл в сцене с улыбающимися котами у Петросян? По мне, так никакого, в отличие от философского подтекста улыбки без кота у Кэрролла.


простое цитирование, выдирание слов из контекста произведения и наполнение ими другого произведения для пущей запутанности.


Смешно)


Это все, что вы имеете сказать?


Очевидно. Но вы, я смотрю, очень хотите спорить.


Я не разделяю фанатских восторгов и считаю роман неудачным. Это все.


Ну теперь это видимо так называется. Аллюзии. Особенно понравилась сцылка на "Повелителя мух" как аллюзию :-) Автор рецензии еще забыл упомянуть аллюзии на "Черное на белом " , "Республику Шкид", "Флаги на башнях" и "структурную аллюзию" на "Вавилонскую Библиотеку" и "Девять миллиардов имён Бога".
Очень свежее, а главное пронизывающее новизной произведение. Ну а че. Необразованный пипл хавает и пишет похвальные псалмы автору.

ЗЫ. Ну вообще конечно теорема о бесконечных обезьянах ну просто рулит в контектсе таких произведений.


Есть совершенно замечательные портреты персонажей:

7e9d0ec7eb825b53b2f754fe03eae79a.jpg a5969c89401f01290f9437559b003038.jpg 2658d6cc7518274a79806cac281c410f.jpg d6dcaf1ebf0974c144850f6e01bc54e6.jpg
http://wtfcombat.diary.ru/p185757526.htm


Отличные рисунки, спасибо огромное!


Рецензия такая липкая. Прям весь в патоке. Еще б губной помады для полного счастья


А у вас, я вижу, большой опыт в написании рецензий, да))


Это не отменяет факта липкости и сладости Вашей рецензии. Прям цитаты из дневника восторженной школьницы 16 лет. Ее просто смело можно растаскивать на цитаты для статусов в Вконтакте.
Пиши есче афтар, ты будешь востребован!!!!


Вы так расстроились, что мы вас деревянным назвали, да? Простите великодушно, не знали, что вы так ранимы((


Да бросьте. У меня даже погоняло от слова Буратино. Так что только рад вашим бессознательным изыскам в отношении меня.


"бессознательный изыск" - сильно сказано, даже, пожалуй, именно что бессознательно))


Рад что понравилось. Дарю. Можешь использовать в своих рецензиях. Может они не такие сладенькие будут.


А ещё можете в своих тоже использовать, не шедевр изящной словесности, но всё лучше, чем одна большая цитата))


Блин, я как-то зарекался удалять в своих рецензиях комментарии, но здесь очень хочется. Ладно, не стану, пусть АДМИНИСТРАЦИЯ сама разбирается, тем более, её уже звали))


Рецензия хорошая, но комментарии, хоть не читай. :(


Дим, рецензия - восторг! Не обращайте внимания на недовольных - им так не написать :)
Дом мне тоже понравился, но обошлось без восторгов. И знаете почему? Потому что у меня на него не было времени. За недостатком оного читала книгу месяц, а тут так нельзя, требуется полное погружение, пусть на 2-3 суток и без сна, но абсолютное, чтобы прочувствовать, "прожить", пробыть в шкурке каждого из персонажей, а прежде всего - самого Дома.


Жуткая тягомотина, бросила после 4 месяцев мучений на половине. Хоть убейте меня, я не понимаю восторгов от этой книги...


Ну не понимаете, ну и ладно. Я тоже многих восторгов не разделяю (на того же Набокова, к примеру), но не парюсь по этому поводу. Каждому свое. :)


Вот могут же люди по-человечески написать " мне не понравилось". *жму руку*


Я прям когда вижу к каждой новой рецензии на "дом" кучу комментариев Бемби меня так и тянетразродиться рецензией. Забавная она все-таки дама. С поразительным упорством комментирующая каждую рецку на дом. Это ж сколько свободного времени надо...


Можно за это время свою рецензию написать, и разложить по полочкам, почему роман кажется слабым и неудачным, кстати.


Вы что - это же так сложно. Особенно когда налицо куча свободного времени, желание поругаться и сильный недостаток аргументации


Читала с замиранием сердца эту книгу буквально недавно и просто полюьила! Она в моюм сердце навсегда и я до сих пол нереальным впечатлением..
Великолепный у Вас отзыв, взял за душу и взволновал все мои чувства и мысли! Спасибо Вам за подаренные ощущения во время прочтения рецензии!!

1 2 3