Больше рецензий

kr_andr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 февраля 2022 г. 19:10

458

5 Алан Мур "Неономикон" / "Провиденс"

Одни из самых известных комиксов вышли из под пера Алана Мура. Заметьте "из под пера" - Алан Мур всегда отвечает именно за сценарий, идею - фактически, он каждый раз пишет книгу. А рисовать, визуально реализовывать, свои идеи он зовёт различных художников. Степень их влияния может быть самой различной. Но, в любом случае, если кто-то рисует твои мысли - вы будете общаться и видеть что-то новое.

Однажды Алан Мур взялся за Говарда Филлипса Лавкрафта - не просто перенёс в мир комиксов какой-нибудь его сюжет - это слишком мелко для Мура - он решил переосмыслить всего Лавкрафта и выпустить своего рода исследование полностью переосмысляющее доступное нам наследие (отчасти, сомнительное).
Однако это не прямое исследование в виде научной статьи. Нет, Алан Мур создал сюжет, прописал историю, соединив наш мир с миром Лавкрафта и, собственно, изучение и переосмысление (нами) идёт по мере продвижения сюжета.

"Неономикон" выступает в качестве быстрой, резкой, скандальной завязки. Думаю, у множества истинных фанатов он, буквально, выбил почву из под ног заставив ненавидеть Мура. Основным упрёком, наверняка, послужил секс и насилие. Лавкрафт (при всём своём Ктулху) был значительно мягче и полностью без секса. Как говорит Алан Мур, все соития и зачатия происходят где-то за кадром, но они были. Лавкрафт, по его словам, настолько подавлял сексуальность, что где-то в глубине должны были быть целые бушующие массы. И Мур вытащил их на свет божий.

Да что там, я сам был шокирован. Самое неприятное ведь не в том, что Мур рисует огромный член и заставляет одних насиловать другую, смакуя это несколько страниц. Всё это было бы ерундой, если бы... если бы... оно не возбуждало тебя. Я повторюсь, для тех, кто не знаком с Аланом Муром, возможно, это звучит странно (в плоскости разговоров о комиксах), но необходимо понимать, Алан Мур - писатель. И во всех своих ожиданиях отталкиваться именно от этого. Его комиксы - не комиксы, а графические романы, произведения искусства задуманные и созданные именно в таком текстово-визуальном виде. Я вот с удивлением узнал, что он резко против экранизаций. Экранизаций комиксов, Карл! Т.е. того, что, казалось бы, само просится на экран. А вот нет, Мур говорит, что они не экранизируемы, потому что эти истории должны быть именно такими, какие они есть - в виде определённой раскадровки с определённым текстом.

Что-то такое впечатление, что я уже итоговый абзац написал, а ведь только начал.

Итак, "Неономикон" - это завязка всей истории - чрезвычайно бодрая, яркая, агрессивная, сексуальная, загадочная и совсем небольшая. Собственно он существует для того, чтобы подвести нас к...

"Провиденсу" - тому самому исследованию и новому слову в мире комиксов. Несмотря на то, что самого Лавкрафта я не читал, мы с дочерью уже год, наверное, играем в длинную сюжетную настолку по его вселенной - так что, какие-то моменты мне были знакомы. И я сразу догадался, что в каждой главе Мур обращается к каким-то из рассказов Лавкрафта. Оказалось, что иногда даже к нескольким. Но это не самоцель!

Собственно, так же, как и "Улисс" Джойса отталкиваясь от "Одиссеи" - чем дальше, тем меньше был с нею связан и вообще имел связь не прямую, а идеологическую. И, кстати, подобно "Улиссу" "Провиденс" снабжён десятками страниц комментариев переводчика - осмысленных и важных. Понимаете? Этот графический роман настолько глубоко продуман, что есть о чём писать комментарии, разбирая каждую из его глав.

И если уж продолжать параллели. Недавно я писал о стихотворениях в конце "Доктора Живаго" - об этом гениальном шаге позволившем нам взглянуть на только что пережитое с новой, непривычной, стороны. У Мура есть нечто подобное. "Провиденс" имеет следующую структуру. Сначала идёт глава, в которой главный герой совершает те или иные действия, а затем его дневник в виде обычного текста без картинок, в котором он... описывает то, что мы только что прочитали. Оцените весь риск автора. Он только что показал нам некую историю. После чего берёт и описывает её заново... Но уже из головы главного героя! Т.е. до этого мы были наблюдателями, а теперь переносимся в голову персонажа и становимся им самим. Если первые пару глав я испытывал недоумение, то вскоре оно сменилось на восхищение.

Можно задать логичный вопрос: если мне не интересен Лавкрафт, надо ли читать всё это? Я отвечать не буду, скажу только, что интерес к Лавкрафту здесь не принципиален. Точно так же, как интерес к "Одиссее" не коррелирует с интересом к "Улиссу". Другими словами, истоки вдохновения автора - это его личное дело, даже, если они сообщены обществу. Потому что мы, в художественной литературе, всё равно имеем дело с конечным продуктом. А он, в данном случае, самоценен.

И ещё замечу, меня удивила концовка. По мере продвижения я чего-то ожидал и, в общем то, оно и произошло - но произошла чисто событийная часть. А истинную концовку, основную мысль я считал уже, подобно главному герою, сам в своей голове, минуя картинки. Да, главный посыл Алана Мура оказался простым и даже банальным, но тем то и неожиданным - мы ведь читали книжку про монстров. Или нет?

P.S.: Ох, и ещё. Там есть момент... Ну знаете, как в кино бывает, когда включается какая-нибудь песня и под неё идёт такая цепочка событий. В фильмах про гангстеров такое любят. Да и во всяких мелодрамах тоже. Много где, надеюсь вы поняли о каком именно приёме я говорю. В общем, в "Провиденсе" есть такой же! Это просто чума. Под музыку(!) мы становимся свидетелями, растянутой на несколько страниц, цепочки событий. И всё под музыку. Гениально.