Больше рецензий

20 марта 2009 г. 18:58

356

5

Алексей Козлов – саксофонист, основатель джаз-рок ансамбля Арсенал. Джаз – как образ жизни. Стиляги, запад, западная музыка. Мне это знакомо. Только я и мои друзья в свое время увлекались роком. Рок – как образ жизни. Мы также начинали слушать западную музыку по радиоприемникам - Голос Америки, Радио-Монте Карло, Радио-Люксембург. Затем записывали с проигрывателей редкие диски на магнитофоны. В наше время носили брюки «клеш». Мы почти одновременно (только Козлов играл, а я слушал) увлекались джаз-роком. Мне он и сейчас нравится. Иногда с друзьями (а их немного – двое, трое) собираемся и слушаем – и рок и джаз-рок и это здорово. Поэтому прочитал книгу на одном дыхании – это мое. Когда Козлов описывает детство, дворовую жизнь – здесь тоже многое совпадает. Игры – «расшибалка», «пристенок». Вот как Козлов говорит про «двор». «Прежде всего, под «двором» понималось некое замкнутое пространство, ограниченное зданиями, сараями и заборами. Но «двором» называлась и некая община, совокупность всех детей, живших в одном доме. Например, говорили: «Пошли в кино всем двором…», «Сыграем двор-на-двор».
Во времена Козлова (50-е) запрещенными авторами были Хемингуэй, Ремарк, Е. Замятин, Б. Пильняк. К нежелательным относились даже произведения С. Есенина, А. Ахматовой, М. Зощенко. Козлов скрывал эти книги от родителей и читал их украдкой.
Затем были фестивали, концерты, в 1964 году запись ансамбля А. Козлова прослушивал сам Д. Шостакович, знакомство с Джерри Маллиганом. Козлов брал интервью у Л. Утесова, А. Цфасмана. В 1971 году в Москву приехал Д. Эллингтон, кумир многих поколений.
Интересны следующие слова Козлова: «Одним из решающих обстоятельств, повлиявших на мою дальнейшую судьбу, стал Московский международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Сейчас, оглядываясь назад на те времена из постперестроечного сегодня, осознаешь особенно ясно, какую ошибку совершила тогда Софья Власьевна (так мы называли Советскую власть), устроив этот фестиваль. Власти недооценили всю силу последствий приоткрывания хоть на миг «железного занавеса», настолько они были уверены во всепобеждающей силе советской идеологии. Мне кажется, что именно Фестиваль 1957 года стал началом краха советской системы. Фестиваль породил целое поколение диссидентов разной степени отчаянности и скрытности, от Вадима Делоне и Петра Якира до «внутренне эмигрировавших» интеллигентов с «фигой в кармане».
Далее А.Козлов описывает ситуацию в Москве с джазом в 50-60 годы, перечисляет известных и неизвестных музыкантов, начинавших свою творческую карьеру с джаза; кафе «Молодежное», кафе «Ритм», ВИО-66, «Арсенал», гастроли, исполнение камерной музыки и т.д. Хотелось бы приобрести следующую книгу Козлова, где он пишет только о музыке.