Больше рецензий

6 февраля 2022 г. 10:10

321

4 Сегодня ночью черно-белый Петербург Вдруг превратится в разноцветный Ленинград.

Как я писал в своей предыдущей рецензии, роман «Четверо» стал моей дверью в удивительные сюрреалистичные миры Александра Пелевина. Что же ждало меня за этой дверью? Матовый свет занавешенных окон, абсолютно чистое звездное небо, которое пересекала яркая, четкая, будто прочерченная светящимся маркером, линия Млечного Пути. За той дверью лежал атмосферный, мистический, сказочный город Ленинград с обычными тесными двориками-колодцами, которые притягивают и одновременно отталкивают. Это удивительное место, не походящее ни на что более, в котором нет и никогда не было времени.

«И этой ночью безнадежный Петербург
Вдруг превратится в бесконечный Ленинград.»

Это место, где на наших глазах оживает сказка о чудесной стране, о приключениях красноармейца Петра, о хитро улыбающихся котиках и о Мудром Ленине. А еще это сказка про войну.

«Исчезает твой осенний Петербург
И превращается в холодный Ленинград.»

Блокада, город-мертвец. Город, где нет никого. Здесь темнота настолько плотна, что в ней увязают ноги…Жуткое место.
Выйди на улицу, прогуляйся по дворам-колодцам, где так легко заблудиться, перепутать все адреса и забыть, с чем пришел. А затем вернись назад, к месту, из которого пришел. Перед тобой дверь, на ней – бумажка. Чуть выше бумажки – небрежная надпись:
«ЗДЕСЬ ЖИВУ ТОЛЬКО Я»

«Здесь живу только Я» – это роман об одиночестве: одиночестве человека, который не может найти себя в этом мире; одиночестве человека, который почувствовал себя чужим в этом недружелюбном обществе; одиночестве человека, у которого не осталось ничего, кроме его творчества и безграничной фантазии. И даже желтый тюльпан, который уже несколько дней стоит в грязной вазе, одинок.

Главный герой романа, Петр Смородин, типичный житель Санкт-Петербурга, герой-одиночка. Его преследуют панические атаки, любимая девушка бросила его. Он пытается начать новую жизнь, устроиться на хорошую работу. С этим ему помогает друг Петра – Герман Каневский. Петр устраивается ночным охранником в «Музей пыли» – дом-музей советского поэта Юлиана Фейха. И однажды ночью, во время очередного дежурства, две реальности переплетаются друг с другом, после чего становится трудно понять, где реальность, а где сон.

«Сегодня ночью разноцветный Петербург
Вдруг превратится в черно-белый Ленинград»

«Здесь живу только Я» – роман о силе человеческого творчества, не того «творчества», которое создают многие современные художники-перформансисты (Александр высмеивает их на страницах своего романа), открывая музеи, где выставляют напоказ просто пыль, лежащую на предметах интерьера, а настоящего человеческого творчества, того самого, огромного, вечного слова.

Читать «Здесь живу только Я» стоит очень внимательно. Роман содержит огромное число мелких деталей, которые потом всплывают в конце. Сама книга – это странный сюрреалистичный и абсурдный мир, смесь сна и реальности, где вам еще предстоит разобраться, что есть сон, а что реальность. И в итоге вас ждет неожиданный поворот.

«Здесь живу только Я» – это большая мозаика, которую нам как читателям нужно собрать. И, как показал мой опыт, прочитать роман стоит два, а то и три раза. И тогда все детали сложатся в единую картину. Ну и мой совет, если тема сна пронизывает всю книгу до самого конца, то можно заглядывать в сонники и искать значения, символы тех или иных действий, слов. И тогда перед вами откроется скрытая дверь, двойное дно, хранящее в себе детальную проработку истории. Ну или же у меня развился синдром поиска глубинного смысла))

В конце издания нас ждет приятное дополнение – сборник стихотворений Юлиана Фейха (Александр Пелевин еще и поэт, стихотворения принадлежат, естественно, его перу). Они отлично дополняют атмосферу истории, некоторые позволяют посмотреть на сюжет совсем иным взглядом.

Вы спросите, если роман такой прекрасный, то почему ты поставил оценку «4». Все просто: основным и главным недостатком книги являются диалоги, а именно некоторая их неестественность, местами их странность. К счастью, такой недостаток обошел стороной другие произведения Александра.

В одной из рецензий я прочитал, что Александра Пелевина нужно читать поздно вечером, перед сном. Я полностью согласен с этой мыслью. После ночного чтения столь атмосферных книг можно впасть в очень прекрасный и удивительный сон. Или это не сон? А может сон – это наша реальность? А в «настоящей» реальности все по-другому? И вы – это не вы? Впрочем, это неважно. Спи, спи долго и сладко. Скоро новый сон, потому что мы направляемся к книге «Калинова Яма».