Больше рецензий

voyageur

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 апреля 2013 г. 00:05

221

2

Мне честно не хотелось быть ехидным скептичным читателем в этой рецензии.

Но прости, Патрик, похоже с Европеаной такого не получится. Конечно, понимаю, что многим эта книга несомненно понравилась. Даже можно было бы похвалить оригинальность стиля, свежесть идеи, тонкость иронии, блестящее "срывание покровов" с многострадального двадцатого века и прочая-прочая-прочая. Тем не менее, либо я еще не дозрел до глубины сатирического обыгрывания историко-философских познаний, либо... Патрик, ну серьезно?

Что это за смешной, нарочитый детский лепет на тему двадцатого века? Честное слово, меня не покидало ощущение, что эту книгу писал слегка упоровшийся студент последнего курса каких-нибудь социальных наук, философии или чего-то схожего. Ибо, простите, беседы такого характера с выстебыванием понятий "текст", "коннотация", "дискурс" - и прочего терминологического шлака - приятно вести с друзьями за бутылочкой пива. Мол, ахаха, а давайте-ка подеконструируем что-то?

Похоже, безудержная тяга к постмодерну и зачитывание Фуко-Бартом-Деридой и прочими друзьями-товарищами убеждает горячие умы, что с мыслями и идеями можно обращаться легко и вольготно, как перекидываться в преферанс. Однако вместо реального рассуждения - какие бы игривые литературные формы оно не принимало - получается глупый и смешной винегрет, жонглирование словами и терминами, идеями и фактами - лулзов ради. Конечно, я звучу как старый сноб, но делать бестселлер из собственного умения спроектировать куски чужих идей на общеизвестные вещи - как-то моветон.

Просто читал это развернутое, по сути, эссе, которое можно было подать как итоговую работу по какому-нибудь социально-философскому курсу - и понадеяться на твердое "хорошо", и видел своих экс-однокурсников, которые на основе прочитанной критики пытались пересказать идеи какого-нибудь "крутого философа" последнего пятидесятилетия. В итоге получается трижды пережеванные огрызки серьезных идей, превращенные в попсу и высмеиваемый автором же масскульт. Честно пытался найти в этом всем иронию касательно всех этих "деконструкций" и прочего - но увы!

Без сомнений, многим будет полезно и интересно прочесть Европеану. Так или иначе, здесь есть феерическое срывание покровов с привычных иллюзий, стереотипов, фальсификаций и другого. Думаю, читатели все же посмотрят на банальные, казалось бы, вещи под совершенно нестандартным углом - и это очень здорово. Тем не менее, останусь полон скепсиса, ибо в Европеане все настолько вторично и скучно, что так и тянет обозвать умного ироничного Оуржедника "Коэльо от постмодерна". Тем более сейчас так модно критиковать массовую культуру, общество потребления и другие фишки нашего времени.

В итоге, Оуржедник все же молодец. Читать всяких Маркузе-Адорно-Хорхаймеров нужно (да и стоит) далеко не всем, но вот с их идеями - пусть даже в таком оскопленно-бурлескном виде можно. Кому хочется настоящей, эпичной, исторической Европеаны, стоит взять гигантскую, но бесконечно увлекательную Европа. История Нормана Дэвиса. Но если и правда хочется заглянуть за кулисы социально-политической реальности двадцатого века - отложите Европеану, а то и вправду поверите, что все так просто и забавно.

Философия в форме биг-мака - потешно, жирно, дешево, популярно, тошно.

Комментарии


Гм, да. Надо помнить, что ты разборчив в вопросах политологии.))
Подавляющему большинству вот книга понравилась и я тоже занесла ее в список на прочтение.


ну конечно, я как тру-задрот не мог не возмутиться банальностями и упрощениями) но это все снобизм, так что читай в удовольствие;)


Ты не такой :(


самоирония наше все:)


пожалей себя.))


Ну зачем же так серьезно относиться к шутке, абсурду и авторскому эссе на заданную тему? Оуржедник ведь и не претендует на то, чтобы становиться в один ряд с профессионалами, будь то философы, социологи или историки.
И еще совершенно не согласна по поводу того, что Оуржедника стоит читать всем в отличии от серьезных трудов. Без внушительной базы по социальным наукам эта книга останется совершенно не понятной.


да нет, видите ли, такая штука - для хорошей шутки и абсурда это слишком уж плоско и нарочито было сделано. Понятно, что не претендовал автор на лавры мыслителей и прочее-прочее, но лично мне это показалось очень плоским и неумелым заигрыванием - в том смысле, что до хорошего абсурда это не дотягивает. Ну, это вот такое субъективное у меня впечатление вышло.
А после внушительной базы по соцнаукам Оуржедника читать нелепо - и тянет критиковать и насмехаться. В том, как по мне, и заключается проблема: большинство читателей не будут подкованы в теме и удовлетворяться вот этой попсо-поделкой, что не может не огорчать, уж извините.


По поводу первого абзаца - это дело вкуса и собственного мнения, поэтому даже не буду спорить.

Но со вторым согласиться не могу. Как можно удовлетвориться тем, что непонятно? Мне кажется, в этом случае, напротив, высока вероятность того, что человек скажет "какая чушь, ни черта не ясно" и через пять минут забудет. Здесь нет дат, имен, фактов - только заигрывания с ними. Вряд ли человек, который не имеет представления об истории, хотя бы на хорошем школьном уровне, вообще поймет, что имеется ввиду.


ой, я просто понял реплику про базу про социальные науки как про социально-философские познания, извините. Про историю - несомненно, мне как-то даже не пришло в голову предположить, что людей без хоть какого-нибудь представления о двадцатом веке заинтересует Европеана)
а так вы абсолютно правы, здесь сплошные заигрывания, предполагающие, что читатель догадается про "венского психолога" и прочих.


Ну история тоже социальная наука, а как же. А вот претензий на философию я в этой книге вообще не вижу, может, поэтому она мне и понравилась.
"Венский психолог" - это еще первый уровень. :)


со своей политологией головного мозга как-то упустил историю) а претензий здесь хватает, потому что и правда много нахватано из популярных текстов второй половины века.
вот такие заигрывания с эвфемизмами, с одной стороны, льстят тебе (мол, ахахах, я знаю о ком речь, крутость моя возрастает), с другой стороны, мне они показались нарочитыми, попытками взять читателя "на слабо" и размыть исторический антураж как таковой.


Профессиональная деформация. :)

Серьезно обобщить события и тенденции целого века в книге такого объема вообще невозможно, как мне кажется. Даже маститому профессионалу. Поэтому да, Оуржедник выбирает самые яркие и знаковые, с его точки зрения, явления или самые известные, которые обойти просто нельзя. И вот, кстати, очень интересно, что даже в этой книжице отлично чувствуется разница подходов. У нас на постсоветском пространстве Вторая мировая война стоит на особом месте, Первую затмил 1917 год. У них в Европе - и та, и другая фактически равнозначны. И 11 ноября является такой же значимой датой, как и 8 мая. И в книге Оуржедника этим двум войнам отводится примерно равное "время в эфире". Так что и он небесполезен.